Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

«Союзмультфильму» 82 года: непридуманные истории студии

Сегодня, 10 июня, свой 82-й день рождения празднует студия «Союзмультфильм», которую по праву можно назвать явлением в мировой культуре. Она всегда отличалась мастерством своих авторов, юмором, стилем и безупречным вкусом.

Сегодня, 10 июня, свой 82-й день рождения празднует студия «Союзмультфильм», которую по праву можно назвать явлением в мировой культуре. Она всегда отличалась мастерством своих авторов, юмором, стилем и безупречным вкусом.

В честь праздника «Петербургский дневник» вспомнил основные вехи в истории «Союзмультфильма», лучших персонажей, оживших стараниями отечественных мультипликаторов и главных творцов успеха студии, а также поговорил с двукратным номинантом на премию «Оскар» Константином Бронзитом, который выбрал самых любимых авторов «Союзмультфильма».

Зарождение анимации

Точкой отсчета отечественной мультипликационной традиции считается мультфильм Дзиги Вертова «Советские игрушки», который появился в 1924 году. В основе сюжета этой короткометражки – политические шаржи, опубликованные в газете «Правда». Остальные мультфильмы, созданные в эти годы – «Китай в огне», «Юморески» и «Германские дела и делишки», – делались не для детей, а для взрослых.

Первым детским мультиком стал «Каток» Юрия Желябужского, вышедший в 1927 году. Этот же автор подготовил и первый кукольный мультфильм – «Приключения Болвашки».

В советской мультипликации, выполненной духе авангарда, трудились выдающиеся деятели своего времени – Николай Ходатаев, Валентина и Зинаида Брумберг, Иван Иванов-Вано, которые пытались привнести в это искусство новую струю не только в графике, но и в монтаже. 

«Экспериментировать они абсолютно не боялись. Они были широко образованными художниками, знающими искусство всего мира», – вспоминала о сестрах Брумберг художница Лана Азарх.

«СоюзДЕТмультфильм»


10 июня 1936 года советская власть (а если верить легендам, сам Иосиф Сталин) поручила создать первую мультипликационную студию. Отечественным чиновникам тогда уже удалось ознакомиться с работами иностранного Disney и понять волшебную силу движущихся по экранам картинок.

Первый мультик студии назывался «В Африке жарко». Сценарий к нему написал детский поэт Сергей Михалков. Фильм рассказывает историю обезьяны и моржа, которые с самого Северного полюса везут африканским зверятам, изнывающим от жары, «ледяной» подарок. Восвояси наши герои отправляются с целым набором фруктов.

«В Африке жарко» был черно-белым, а сразу после его оглушительного успеха студия перешла на производство цветных мультфильмов, которые в первую очередь повествовали о приключениях различных зверей, то есть следовали некой диснеевской классике.

Однако советские мастера быстро придумали новые техники работы, и к 1938 году зрители увидели «Лимпопо» Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, а также знаменитого «Мойдодыра» Ивана Иванова-Вано, который бал приглашен на только что созданную студию одним из первых.

«Лимпопо», «Мойдодыр» и другие мультфильмы этого предвоенного времени делались в так называемой технике «эклер», при которой на пленку изначально снимали настоящих людей и животных, а затем прорисовывали их движения покадрово. На тот момент такая техника была поистине революционной.

Война и признание

В годы Великой Отечественной войны студии пришлось нелегко. Сначала художники занимались агитационными плакатами, которые должны были поднимать боевой дух населения, а затем «Союзмультфильм» отправился в Самарканд, где работать оказалось невозможно из-за отсутствия материалов.

Позже студия вернулась в Москву, где в военных условиях, часто без света и отопления, были созданы «Сказка о царе Салтане» – этим проектом занимались сестры Брумберг, а также много других известных мультфильмов.

После войны «Союзмультфильм» полностью отказался от «диснеевщины» и стал работать над собственным стилем, что дало плоды почти моментально. В 1946 году мультфильм Мстислава Пащенко «Песенка радости» был награжден международной премией в Венеции. 

В 50-е годы XX века студия творила свои лучшие работы. Лев Атаманов снимает «Золотую антилопу» и «Аленький цветочек», Владимир Полковников и Александра Снежко-Блоцкая – «Заколдованного мальчика», на студию приходит работать аниматором великий Федор Хитрук.

В 1960-е и 1970-е годы «Союзмультфильм» продолжает заниматься стилистическими художественными экспериментами, которые позже станут базисными для всей классической анимации. В эти годы студия выпускает несколько знаковых проектов. Во-первых, это дебют Федора Хитрука «Жил-был Козявин», а также многосерийный фильм «Маугли» Романа Давыдова.

Бесспорные шедевры «Союзмультфильм» создает и в 1980-е годы. Эти мультфильмы видел хоть раз, но каждый: «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты». На студии работают Борис Степанцев, Инесса Ковалевская, собственный неповторимый киноязык разрабатывает Юрий Норштейн, создатель «Ежика в тумане».

Позже у студии начались непростые времена. Нехватка финансирования и смена руководителей могли привести и к развалу столь мощного коллектива художников, но на сегодняшний день при поддержке Министерства культуры России «Союзмультфильм» продолжает работу, перерабатывая проекты, которые считаются классикой на новый лад: «Возвращение блудного попугая», «Простоквашино» и многие другие.

Творцы успеха

Увы, но обо всех творцах успеха «Союзмультфильма» рассказать просто невозможно, уж очень внушительным выглядит этот строй талантливых и умных мультипликаторов, художников, режиссеров и других деятелей, подаривших нам сказку. Придется остановиться лишь на нескольких из них.

Роман Качанов

Роман Качанов нашел свое призвание в годы войны, когда ему приходилось выполнять операции в тылу врага. В одной из немногих передышек он увидел обучающий военный фильм, в котором были вкрапления мультипликации. «Я подумал, как замечательно было бы, если бы я смог оживить собственные рисунки и шаржи», – вспоминал Качанов.

После войны Качанов поступил на курсы «Союзмультфильма», трудился рядом с Бабиченко, Атамановым, Полковниковым и другими мастерами, а затем начал создавать. Сначала вместе с Анатолием Карановичем – «Старик и журавль» в 1958 году, а затем в 1960 году сделал сольный проект – «Машенька и медведь». Примечателен он тем, что этот мульт стал первым опытом актера Анатолия Папанова в озвучении.

Важным творением Романа Качанова стала и экранизация знаменитого персонажа Эдуарда Успенского – «Чебурашка», но настоящий триумф Качанова ждал с «Тайной третьей планеты», которая успешно прошла и в прокате за рубежом, а сразу после выхода в 1981 году стала разбираться публикой на цитаты.

Федор Хитрук

Первым нарисованным на «Союзмультфильме» персонажем Хитрука стал дворник из мультфильма про Дядю Степу. Творчество пришлось прервать из-за войны, работать переводчиком и расшифровщиком секретных документов для разведки.

Но потом Федор Хитрук вернулся на студию, принял участие в создании «Аленького цветочка», «Каштанки», «Снежной королевы» и «Приключений Буратино».

Чуть позже Хитрук создает знаменитого льва Бонифация, получает «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм «Остров» и специальный приз жюри за «Дарю тебе звезду».

Но любовь миллионов зрителей пришла к Хитруку после серии мультфильмов о медведе, который любит мед и приключения. Сказки Алана Александра Милна о Винни-Пухе не только стали одним из самых цитируемых проектов за всю историю студии, но и удостоились Государственной премии СССР. Да и сам автор диснеевской версии Вольфганг Рейтерман в одном из интервью признался, что Винни-Пух Хитрука нравится ему больше, чем собственное творение.

Леонид Шварцман 

Шварцман работал на «Союзмультфильме» 58 лет. Он сотрудничал с писателями Юрием Олешей и Григорием Остером, актерами Михаилом Астагановым и Марией Бабановой. Трудился бок о бок с Федором Хитруком и Львом Атамановым.

На фронт Леонид Шварцман не попал чудом: потерялись документы. Тогда будущий создатель котенка по имени Гав отправился на танковый завод, где рисовал агитационную продукцию, а затем написал письмо во ВГИК, куда сразу же получил приглашение.

В «Союзмультфильм» мультипликатор попал после просмотра диснеевского мультфильма «Бэмби». До этого Шварцман работал книжным иллюстратором.

За свою карьеру Леонид Шварцман нарисовал более 70 картин, среди которых «Аленький цветочек», «Потерялась внучка», «Крокодил Гена» и «Золотая антилопа».

Лев Атаманов

О Льве Атаманове и его неоспоримом таланте до сих пор ходит множество легенд. Известно, что он создавал свои фильмы по мотивам русских, армянских, китайских и индийских сказок.

Важнейшим фильмом в карьере режиссера стала «Снежная королева», которая считается едва ли не первым персонажем, созданным в технике «живое движение» с Марией Бабановой. Образ актрисы покадрово перерисовывался на экран в технике «эклер».

Именитый японский аниматор Хаяо Миядзаки как-то признался, что именно «Снежная королева» Атаманова заставила его выбрать нынешнюю профессию. Журнал «Киноэксперт» до сих пор оставляет проект Атаманова на первом месте по популярности среди советских мультфильмов за рубежом.

Звезды «Союзмультфильма»


Легендарных персонажей, созданных на студии, не меньше, чем мастеров, работающих над ними, но есть среди этих мультгероев настоящие звезды, которые навсегда останутся в сердцах миллионов зрителей.

К примеру, «Ежик в тумане», который считается лучшим мультфильмом всех времен по опросу 140 авторитетных мультипликаторов и критиков. Он получил 35 международных наград и считается самым любимым рисованным проектом все того же Миядзаки.

«Малыш и Карлсон» – один из наиболее популярных мультфильмов Бориса Степанцева, созданный по одноименной трилогии Астрид Линдгрен. «Мужчина в самом расцвете сил» не только стал любимцем публики, но и оказался первым проектом в советской мультипликации, в котором применялась электрография (когда сухие чернила переносят на холст электрическим зарядом).

«Бременские музыканты» – музыкальная фантазия студии на темы сказок братьев Гримм, которая моментально стала популярной в том числе благодаря музыке с элементами рок-н-ролла, написанной Геннадием Гладковым. Одну из решающих ролей в успехе бродячих артистов сыграл Муслим Магомаев, который стал голосом трубадура в главной балладе. Большую часть песен и персонажей озвучил актер Олег Анофриев.

Кот Матроскин, да еще и озвученный голосом Олега Табакова, стал ключевым персонажем мультфильма «Трое из Простоквашино», который был сделан на основе повести «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского.

Сам Успенский рассказывал, что прототипом Матроскина стал его приятель Анатолий Тараскин, главный редактор киножурнала «Фитиль». Первоначально кота так и звали – Тараскин, но журналист все же уговорил писателя изменить герою имя.

Для самого Табакова Матроскин стал чуть ли не альтер эго. В августе 2015-го, в год 80-летнего юбилея артиста, в Саратове даже открыли памятник, одной из фигур которого стал знаменитый кот из Простоквашино.

Волк и Заяц из «Ну, погоди!», ставшие ответом западному «Тому и Джерри». История этих персонажей началась в 1969 году, когда режиссер Геннадий Сокольский подготовил для мультжурнала «Веселая карусель» короткий ролик, который позже стал основой для именитого сериала. Сам мультфильм позже ставил Вячеслав Котеночкин, а главные роли озвучивали Анатолий Папанов и Клара Румянова. Волк и Заяц были настолько популярны, что маленькое островное государство Ниуэ в Новой Зеландии в 2010 году даже выпустило монету с этими героями.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 

Константин Бронзит: «Они были пионерами авторского кино» 

О лучших, по его мнению, представителях «Союзмультфильма» и их проектах «Петербургскому дневнику» рассказал российский аниматор, режиссер, двукратный номинант на премию «Оскар» Константин Бронзит.

«Я бы отметил “Сказку сказок” Юрия Борисовича Норштейна, “Жил-был пес” Эдуарда Васильевича Назарова и все три части “Винни-Пуха” Федора Савельевича Хитрука, которые можно объединить в один мультфильм», – сказал мультипликатор.

По словам Бронзита, эти три автора, каждый по-своему, сделали революцию не только в рамках студии «Союзмультфильм», но и во всей советской анимации. 

«Они смогли показать, как в условиях жесткой цензуры можно заниматься творчеством и излагать свои идеи. Они были пионерами авторского кино, в котором всегда на первом плане высказывается отношение автора к предмету. Это же, но только в игровом кино, сделал Андрей Тарковский. Он одним из первых начал относиться к созданию фильма как к личному переживанию», – добавил он.

Закрыть