Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Лучший работник учреждения соцобслуживания: «Бабушки у нас с прическами, а многие – с маникюром»

Светлана Князева рассказала о своей работе в Доме-интернате для престарелых и инвалидов в Стрельне.

В год 100-летия социальной службы России Светлана Князева стала лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга как «Лучший работник учреждения социального обслуживания населения» за 2018 год. 

Без малого 20 лет она трудится в Доме-интернате для престарелых и инвалидов в Стрельне, где однажды оказалась случайно. Работа непростая – и физически, и морально, но Светлана нашла себя в ней и не променяет ни на какую другую.

– Светлана Тофиковна, как вы – человек с высшим образованием, выпускница Азербайджанского госуниверситета физкультуры, мастер спорта по художественной гимнастике – оказались в стрельнинском доме-интернате?

– Жила в Баку, окончила университет, преподавала физкультуру в школе. Потом вышла замуж за курсанта Каспийского высшего военно-морского училища. По распределению в 1993 году оказались в Кронштадте. Там несколько лет занималась с детишками ЛФК в детской поликлинике, а потом нам дали квартиру в деревне Разбегаево Ломоносовского района. Честно скажу: сначала плакала. Непросто было мне, городскому жителю, оказаться в деревне. 

Как-то в Стрельне шла по улице, увидела бабушку на ходунках, которая еле-еле несла тяжелую сумку. Вызвалась помочь, разговорились. Оказалось, что бабушка Маша живет в доме престарелых в Стрельне. Она сказала: «Ты такая добрая, приходи к нам работать!» Я и пришла. Это был 1999 год. Потом закончила курсы младших медсестер и вот уже без года 20 лет там работаю.

– Раньше существовал стереотип: дом престарелых – это такой дом одиночества и тоски. А как на самом деле? 

– Многих пугают эти слова – «дом престарелых», но когда люди видят уютные комнаты с занавесочками и телевизорами, цветные скатерти, ухоженных проживающих, мнение меняется. Наши жильцы свежи, бодры, полны идей. Бабушки с прическами, некоторые – с маникюром. К ним отношение не формальное, а душевное: для них постоянно проводят концерты, прогулки, здесь хорошее медобслуживание. У нас живет Зоя Быкова, которой 10 мая исполнился 101 год. Много тех, кому за 90. И я не уверена, дожили ли бы они до таких лет вне нашего дома. А мы его называем именно домом. У нас нет ощущения казенщины, наш директор Нелли Смоленская старается делать все, чтобы им было комфортно. И у нас удивительный коллектив – от администрации до охранников, из которого я не уйду ни за что. Плохие люди попросту не приживаются.

– Работать в этой сфере, да еще с пожилыми, непросто в первую очередь морально. Люди бывают обижены, капризны, у всех свои болячки, проблемы, свое одиночество. Как вы справляетесь?

– Работа действительно непростая. Есть люди, лишившиеся жилья еще в 1990-х, одинокие, много инвалидов. И большинству нужна не столько медицинская помощь, сколько чтобы их выслушали, поговорили. И с каждым общаешься, и надо видеть, как они расцветают: «Ура, наша Светочка (Леночка, Танечка) пришла!» Мы для них как дети, и они для нас – тоже. Надо восхититься связанным бабушкой носочком, разделить с ней яблочко – и всю боль отпускает. И это приносит колоссальное удовлетворение.

Конечно, все мы люди, и если я чувствую, что назревает конфликт, то я пою – тихонько, себе под нос. Делаю свою работу и пою. В большинстве люди все хорошие, злиться попросту не на что.  Но если случается кому-то сорваться, просим прощения друг у друга, поплачем, помиримся – и все проходит!

– Откуда у вас столько сил и столько жизнерадостности?

– Жизнь такая интересная, что скучать некогда. У меня чудесная семья: муж, дочка, внук Левушка и внучка Анечка. Я оптимист, и с гордостью говорю, что я – патриот. Я очень много путешествую, причем только по России – очень горжусь, что я живу в таком городе и в такой стране. Люблю театр, у нас с сестрой есть даже театральные сумочки! Есть садовый участок, рядом живут родители, которым под 80 лет, но которые тоже обожают путешествовать. Все мы очень активные, стареть некогда.

Я живу и радуюсь этой жизни и каждому дню. Как говорится, возраст у человека в голове, и если ты о нем не думаешь – значит, его нет.

Закрыть