Яндекс.Метрика
  • Юлия Соборницкая

«Я фотограф и режиссер»: Миша Бурлацкий об амбротипии

Каждое фото существует в единственном экземпляре, изображение наносится на стеклянную или металлическую пластину, для эффекта фото покрывается лаком и обрамляется рамой.

Загадочное слово «амбротипия» наверняка знакомо не всем. О произведениях искусства, выполненных в технике ретро, «Петербургскому дневнику» рассказал фотохудожник Миша Бурлацкий.

Изысканные молодые женщины глядят на вас глубоким взором, дамы в возрасте прекрасны вместе со всеми морщинками, мужчины – мужественны, дети очаровательно серьезны, и все вместе прекрасны естественной красотой. На такие фото хочется смотреть и смотреть.

В ПЕТЕРБУРГЕ ВСЕ СЛОЖИЛОСЬ

Каждое фото существует в единственном экземпляре, изображение наносится на стеклянную или металлическую пластину, для эффекта фото покрывается лаком и обрамляется рамой. Именно такие фото называли раньше семейной реликвией.

«Это амбротипы», – объясняет известный петербургский фотохудожник Миша Бурлацкий. Он работает в этой ретро-технике с 2009 года и считает, что Петербург помогает ему в творчестве.

Технологию мокроколлодионного процесса в 1847 году изобрел англичанин Фредерик Скотт Арчер. Миша Бурлацкий даже был на его могиле в Лондоне, потому что, как говорит он сам, считает его своим родственником.

Фотографировать Миша Бурлацкий начал не так давно, в 2005 году – впечатлили работы самобытных и оригинальных Стивена Беркмана, Салли Манн. Сначала снимал «на цифру», в жанре художественной фотографии, были удачные выставки, но работы продавались плохо. В это время Миша Бурлацкий жил в Москве, куда приехал из Нижнего Новгорода.

В 2009 году Миша Бурлацкий узнал про амбротипию и метод мокроколлодионной фотографии.

«Я увидел объявление о семинаре, который проводил в Питере местный фотограф Леха Алексеев. Мне стало это интересно, и я понял, что могу научиться. Надеялся, конечно, что ретро-фотографии будут больше востребованы рынком, но, увы, в десяточку не попал: художественного рынка в стране практически нет», – делится фотограф.

Неожиданно для себя, но ожидаемо для судьбы, ведь Петербург рано или поздно притягивает всех художников, пришло решение о переезде в Питер. Миша представлял, как будет снимать амбротипы в Москве на Нижней Первомайской улице, где рядом Черкизон и общаги с вьетнамцами, но картинка не складывалась. А вот в доме на Пестеля, в сердце старого Петербурга, она сложилась. Сейчас он живет там, где вся застройка середины XIX века – времени, когда на свет появилась амбротипия.

По сравнению с современной фотографией амбротипия – пластична, скульптурна и больше раскрывает индивидуальность и художника, и модели.

«Я фотографирую, и я режиссер этого спектакля, на все про все у меня примерно 15 минут, надо успеть снять-проявить-закрепить, пока коллодионная смесь остается сырой. Главная роль – у модели, все происходит у нее на глазах. Мы выстраиваем композицию, ставим свет, выстраиваем кадр, потом я ухожу в лабораторию и делаю негатив. Лью эмульсию на пластинку, потом опускаю ее в раствор нитрата серебра и вынимаю уже при лабораторном свете: она стала уже светочувствительной», – рассказывает Миша Бурлацкий.

НЕПОВТОРИМЫЙ РИСУНОК

«Снимаю. Как и положено, «вылетает птичка». Тут же идем в лабораторию, проявляем картинку. Я лью проявитель, проступают знакомые черты, модели охают-­ахают, удивляются все: и те, кто давным-давно сидел с папами в ванной за проявкой фотографий, и те, кто столкнулся с этим впервые, – ощущают себя участниками действа», – делится наш собеседник.

После того как проявили-закрепили, стекло должно помыться и высохнуть. Его покрывают специальным лаком по рецепту XIX века и вставляют в рамку. Все, ваш амбротип готов!

Уникальные художественные эффекты амбротипов стоит рассматривать в совокупности. Например, Миша Бурлацкий снимает старинной оптикой XIX века. По сравнению с современной «цифрой» она несовершенна, но дает неповторимый рисунок. Светочувствительная эмульсия необычно «видит» цвета, поэтому передача необычная.

Благодаря тому, что чувствительность коллодионной смеси низкая, у амбротипа нет зерна и цветового шума, кроме того, амбротипию нельзя отрывать от большого формата, что особенно выигрышно для портретов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Миша Бурлацкий: «Я надеюсь, что, узнав об амбротипии, люди вспомнят о своих архивах, начнут собирать или восстанавливать их. У многих семейные фото не сохранились, ведь история страны была бурной».

ФАКТЫ:

– Слово «амбротипия» происходит от двух древнегреческих слов, которые переводятся как «бессмертный» и «отпечаток».
– Амбротипия оказалась более технологичной и дешевой, чем дагеротипия, недостатком которой была низкая светочувствительность.
– В конце 1850‑х годов благодаря более низкой себестоимости амбротипия обошла дагеротипию по популярности, но через несколько лет была вытеснена тинтайпом, изготавливавшимся таким же способом на небьющихся металлических пластинках.
– От обычной фотографии съемка амбротипа отличается недопустимостью передержки, в результате которой тени изображения «затягиваются» серебром, делая невозможным рассматривание в отраженном свете.

Закрыть