Яндекс.Метрика
  • Константин Василевский

Сага о форсайте: бизнес и власть создали образ будущего Петербурга в 2035 году

5 июня к причалу на проспекте Обуховской обороны причалил теплоход, который вез на своем борту представителей бизнеса, науки, исполнительной власти. До этого 5 дней они вместе разрабатывали идеи, на основе которых будет развиваться наш город в следующие 18 лет.

5 июня к причалу на проспекте Обуховской обороны причалил теплоход, на борту которого были представители бизнеса, науки, исполнительной власти. До этого 5 дней они вместе разрабатывали идеи, на основе которых будет развиваться наш город в следующие 18 лет.

На «Форсайт-флоте» работа шла по семи направлениям: туризм, мода, экология, транспорт и т.д. Результатом пятидневного мозгового штурма стали 29 проектных инициатив. После продолжительных обсуждений эксперты выбрали восемь, которые имеют все шансы на то, чтобы воплотиться в жизнь. Вот о каких проектах шла речь.

1. Открытие fashion-инкубатора и центра для развития инициатив в индустрии моды In Fashion

«Петербург – столица индустрии моды». Звучит довольно дерзко. Однако участники этого направления (или, как принято говорить, трека) уверены, что городу по плечу добиться таких результатов. Не сомневается в этом и председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев: «В Париже за 2016 год эта индустрия принесла 136 миллиардов евро. Огромные деньги! Причем они не успокоились, а продолжают работать, искать что-то новое. Мы можем этого добиться. В идеале – создать "Золотой треугольник" Париж – Милан – Петербург. Но важно понимать, что мы в начале пути».

На форсайте представили два проекта, связанные с развитием индустрии. Один – открытие в Гостином дворе бизнес-инкубатора для дизайнеров. Другой – центр развития технических инициатив в дизайне на базе «Ленполиграфмаша». В Петербурге, по некоторым данным, сейчас 3 тысячи дизайнеров. Если объединить их одной целью, Петербург может стать витриной российской модной индустрии. А может, и не только российской.

2. Система реабилитации и профилактики инсульта «Забота»

Инсульт – серьезная угроза. А помощи, которую можно было бы оказать людям, находящимся в группе риска, сегодня недостаточно. Система связывает пациента с помощью «тревожной кнопки» с оператором, который направляет необходимые службы. Но кроме помощи пациенту в первые часы после инсульта проект подразумевает поддержку во время восстановления и даже работу с родственниками.

3. Новый рециклинг

Активно работал на «Форсайт-флоте» и экологический трек. Его участники рисовали примеры ужасающего будущего, где наш город едва ли не становится мусорной столицей России. Это если ничего не делать. А если перейти к новой модели работы с отходами, то проблему можно решить. На первом этапе предлагают упростить переработку мусора, убрав из него пищевые отходы. А для этого оснастить все дома размельчителями остатков пищи. Твердый бытовой мусор при этом будет проще перерабатывать. На следующих этапах горожан ждет переход к комплексной переработке строительных отходов – это 30% от всего городского мусора, а также внедрение технологии блокчейна при передвижении отходов. Она поможет снизить махинации с цифрами.

4. Watts Energy

Специалисты предсказывают, что количество электрокаров на дорогах будет постоянно расти. В том числе и среди городских автобусов. Для того чтобы их работа шла бесперебойно, инженеры предложили оснастить дорогу устройствами беспроводной зарядки, встроенной прямо в полотно. Электробус едет по асфальту и в этот момент пополняет свой ресурс. Кстати, инициаторы уже даже успели найти инвесторов и получить патенты. Осталось заручиться поддержкой в городской администрации. Пилотный участок они предлагают создать на участке Пулковского шоссе – от станции метро «Московская» до аэропорта.

5. Best Petersburg

Этот проект обсуждался на первом «Форсайт-флоте». После него появился сайт, упрощающий жизнь туристам. Теперь разработчики двинулись дальше. Речь идет о создании полноценного мобильного приложения. Оно позволит поднять туризм в городе на новую высоту. И станет якорем, благодаря которому туристы будут возвращаться в Северную столицу. С другой стороны, приложение станет «туристическим убером». Простые петербуржцы смогут в свободное от работы время подрабатывать гидами.

6. КНД-консалтинг

Бизнесмены были в восторге от системы «КНД-консалтинг» (КНД – это контрольно-надзорная деятельность), которая поможет предпринимателям проанализировать свои системы перед проверкой и устранить ошибки до того момента, как им выпишут штраф. Пользоваться системой смогут не только предприниматели, но и контрольные органы. По мнению инициатора «Форсайт-флота» Вячеслава Трактовенко, такая система позволит снизить количество проверок, а в будущем и вовсе от них отказаться.

7. Развитие острова Гогланд

Гогланд – остров в Финском заливе, между Эстонией и Финляндией. Принадлежит он при этом России. Там находится военно-морская база. Однако это не смущает инициативную группу, которая предлагает превратить остров в зону экологического туризма и свободной торговли. Проект выглядит очень перспективно. Учитывая, что от Петербурга до острова 180 километров, от финской Котки до Гогланда и вовсе 40, а мимо всегда проходят круизные лайнеры. Однако, чтобы его реализовать, договариваться придется с Министерством обороны РФ. И переговоры могут занять время.

Часть проектов теперь могут попасть в программу социально-экономического развития Петербурга до 2035 года. Правда, для этого, сойдя с корабля, инициативным группам нужно провести куда более трудную работу: убедить власти, что эти проекты действительно необходимы, и найти инвесторов, которые готовы вложить в проекты свои деньги. Как сказал на пленарном заседании вице-губернатор города Сергей Мовчан, теперь все в руках самих инициаторов.

МНЕНИЯ

Сергей МОВЧАН, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Здесь собрались не фантазеры, а футурологи. Они вместе хотят сделать так, чтобы проекты стали реальностью. И я уверен, что многое получится. Потому что нужно смотреть в будущее. Тот же Невский проспект. Он до сих пор выдерживает то количество автомобилей, которое проезжает по нему каждый день. А ведь когда его проектировали, о машинах и речи не шло. Поэтому такие ярмарки идей очень важны. Я услышал здесь хорошее выражение: "Искусство маленьких шагов". На мой взгляд, оно ключевое при проектировании будущего».

Максим МЕЙКСИН, председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга: «Интересный формат. Я лично принимал участие в одном из треков, посвященных экосистеме. И понятно, что диспетчеризация, создание формата "одного окна" – важная и не такая простая работа. Но межведомственное сотрудничество обязательно нужно делать более слаженным. Тогда мы сможем создавать целые отрасли и, по примеру Китая, не только экспортировать свою продукцию, но и "захватывать" отрасли, которые раньше были нам недоступны. Общероссийские компетенции должны стать общемировыми». 

Андрей КИБИТОВ, заместитель руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга: «Это хороший агрегатор взаимодействия власти и бизнеса. В этом году рекордное количество участников от исполнительных органов госвласти. То, что на каждом направлении есть представитель профильного комитета, – очень большой плюс для проектов. И они получают прямую обратную связь от бизнеса. Общение в неформальной работе над проектными инициативами помогает понять запросы бизнеса. А бизнесу – логику власти. Раньше коммуникационный разрыв присутствовал. Контакты, которые здесь образуются, помогут сформулировать два-три, а может, и больше важных для Петербурга проектов». 

Вячеслав ТРАКТОВЕНКО, региональный координатор Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: «Важно понимать, что мы сами проектируем свое будущее. Когда 1,5 года назад мы начали работать над проектом, то даже представить не могли, что удастся создать движение, в котором участвуют 2,5 тысячи человек. Что будут запускаться новые интересные проекты и находиться возможности для того, чтобы их реализовать. Уже создана рабочая группа при губернаторе, на рассмотрении которой находятся в том числе и проекты "Форсайт-флота". А значит, будут и конкретные результаты». 

Денис КОТОВ, генеральный директор компании «БУКВОЕД»: «Порадовало и даже удивило многое. Я был на первом "Форсайт-флоте", тогда многие упражнения были другие. А что касается обсуждений… В нашем направлении – туризм – было много полезных обсуждений трендов, которые проживает наш город, да и глобальных туристических трендов тоже. Петербург в 2035 году я вижу как культурную столицу мира. Здесь будут создаваться самые яркие смыслы».

Александр РУЖИНСКИЙ, основатель городского проекта "Петербургский стартап": «Честно говоря, сначала я к этому формату испытывал скепсис. Я человек из бизнеса и был сильно удивлен, когда узнал, что здесь будет так много представителей власти. Представлялись какие-то совещания, доклады, отчеты. Но, как оказалось, это абсолютно практическое мероприятие. Со всем набором необходимых смыслов, атрибутов, с правильным настроем. И оно гарантировано приведет к результатам. Каким? Это вопрос. Но приведет точно».

Закрыть