Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

«Мы ждем перемен»: «Лето» Кирилла Серебренникова

Первым фильмом Каннского кинофестиваля образца 2018 года, который добрался до российских кинотеатров, стала картина Кирилла Серебренникова «Лето». Проект считали одним из фаворитов конкурса, но историю о Викторе Цое, Майке Науменко и его жене Наталье оценили лишь премией за лучший саундтрек. Такая награда, безусловно, почетна, но «Лето» примечательно не только музыкой. «Петербургский дневник» картину посмотрел и советует «Лето» к обязательному посещению.

Первым фильмом Каннского кинофестиваля образца 2018 года, который добрался до российских кинотеатров, стала картина Кирилла Серебренникова «Лето». Проект считали одним из фаворитов конкурса, но историю о Викторе Цое, Майке Науменко и его жене Наталье оценили лишь премией за лучший саундтрек. Такая награда, безусловно, почетна, но «Лето» примечательно не только музыкой. «Петербургский дневник» картину посмотрел и советует «Лето» к обязательному посещению.

Мозг переполнен сумбуром и бредом

Последнее время с Каннского кинофестиваля отечественные режиссеры привозят замечательные и умные картины. Так было с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева, так и сейчас произошло с «Лето» Серебренникова. Впрочем, перед фильмом вокруг проекта витало множество слухов. К примеру, Борис Гребенщиков, прочитав сценарий, сказал, что все в «Лете» ложь. С критикой на проект набрасывались и другие деятели культуры, но только Серебренников понимал, что он будет снимать, а сценарий в руках такого мастера – лишь инструмент для свершений, как гитара в руках умелого рок-музыканта.

Сама идея фильма принадлежит Наталье Науменко (вдове Майка), которую в «Лете» безукоризненно исполнила Ирина Старшенбаум. «Три года назад к нам попала концепция фильма, в которую мы сразу влюбились. Нам понравилось, что Виктор Цой раскрывается с очень неординарной стороны и что есть возможность рассказать малоизвестную историю от первого лица», – отмечает продюсер Илья Стюарт, который уже работал с Серебренниковым над черной комедией (или драмой) «Ученик».

Серебренников ранее столь «музыкальными» историями не занимался. По словам Стюарта, режиссер «в ту эпоху отдавал предпочтение другой музыке». Однако это не помешало постановщику начать работу над сценарием и добавить собственное «я».

Ты говоришь – пойдем в кино

«Ленинград. 80-е» – с этого титра где-то скромно в уголке экрана начинается «Лето». Три молодые девушки по небольшой хрупкой лестнице пробираются в рок-клуб, где выступает группа «Зоопарк», в которой солирует Майк Науменко (Роман Билык – Рома Зверь). Публика практически боготворит его, а Майк, в свою очередь, с таким же обожанием относится к Дэвиду Боуи, группе T. Rex, Beatles и другим музыкантам. Науменко считает их новой волной, он переводит их песни, записывает слова в маленькие тетрадочки и изучает это творчество, чтобы сделать свою музыку лучше.

В следующей сцене Науменко поет песню «Лето» на пляже в окружении друзей, песка, Финского залива и дешевого вина, которое они пытаются выдать за старое и французское. До компании добирается молодой Виктор Цой (Тео Ю), исполняет им «Бездельника» и вот тут-то начинается настоящий рок-н-ролл. С появлением в кадре Цоя этот «ветер перемен», который ждут все участники фильма, начинает все чаще и чаще появляться в кадре.

Цой, чета Науменко и их приятели беснуются в теплой ночной тишине, раздеваются и бросаются в воду. Особо смелые перепрыгивают через костер. Что это, если не языческий обычай, процесс очищения от старых привычек и начало пути для чего-то нового?

Смотрите на меня в окно

«Решение сделать фильм черно-белым было принято одним из первых на проекте. Эту эпоху, этот год все, кто жил тогда, помнят черно-белыми. Все фотографии тогда были черно-белыми. И режиссерская идея заключалась в том, чтобы таким образом отдать дань ностальгии, подчеркнуть ее, визуализировать», – продолжает рассказ о проекте Илья Стюарт.

Конечно, продюсер немного лукавит. Не вся картина сделана в исключительно черно-белых тонах. Самое главное, что «Лето» абсолютно светлый и добрый фильм, а цвет в этом случае используется лишь для передачи дополнительной атмосферы. Серебренников точно снял свою лучшую работу. С большей частью его предыдущих фильмов можно было поспорить, а с тем же «Учеником» и вовсе пуститься в многочасовую дискуссию, но «Лето» просто не имеет аналогов не только в творчестве Серебренникова, но и во всем российском кино.

Да, «Лето» – рок-опера, антуражный концерт, мюзикл, полный зарисовок, комиксов и разыгранных из-за этого комических и не очень ситуаций. Да, «Лето» рушит четвертую стену, начинает говорить со зрителем. В кадре во многих сценах появляется некто «скептик» (Александр Кузнецов), который четко проговаривает: «Такого никогда не было». Тем самым режиссер снимает с себя ответственность за происходящее, давая понять, что он не четко шел по стопам биографии Цоя, а лишь пытался рассказать о человеке того времени и о той эпохе, в которой и сам успел пожить.

Все говорят, что надо кем-то становиться

Самым опасным для зрителя, как кажется на первый взгляд, является актерский состав. Если с талантами Старшенбаум мы уже знакомы хотя бы по «Притяжению» Федора Бондарчука, то для лидера группы «Звери» Романа Билыка «Лето» стало первой актерской работой.

«Я не актер. Никогда не снимался. И в принципе мне не очень близка профессия актера, она очень подневольная. В своей профессии я свободен, все зависит практически только от меня. А играть в большом кино одну из главных ролей – огромная ответственность. И я не был уверен, что смогу. Но Кирилл Семенович (Серебренников. – Ред.) сказал: "Ты сможешь!" И тогда я согласился», – вспоминает Рома Зверь.

После просмотра о персонаже Билыка можно будет составить собственное мнение, но самой Наталье Науменко Роман очень понравился. «Когда Наталья Науменко увидела Рому в гриме и костюме первый раз, она не смогла сдержать своих эмоций, настолько он был похож. Это было так трогательно, что я сама прослезилась», – рассказала Ирина Старшенбаум.

Сложнее всего было найти актера на роль самого Цоя. Об этом рассказала второй режиссер проекта Надежда Илюкевич. По ее словам, на роль лидера группы «Кино» пробовались около 2,5 тысячи человек, но подошел только 36-летний Тео Ю, которому на экране пришлось играть 18-летнего музыканта. Манеры, стиль, стройность и некая природная способность омолаживаться на экране помогли Тео Ю со своей работой справиться. Особенно, если строго не придираться.

Отправлюсь спать, чтоб завтра встать

Стоит отметить, что на ранних стадиях проекта «Лето» подавалось как фильм «о Викторе Цое», а оказалось – «о Майке Науменко». Да и все-все легендарные песни группы «Кино» услышать не удастся. Дело в том, что создатели завершили историю до записи альбома «45», а в музыкальном ряду соблюдается строгая хронология. Но «Алюминиевые огурцы» и «Восьмиклассницу» точно можно будет подпевать вместе с актерами. Всего в «Лете» звучит 11 песен Цоя (10 из них – каверы) и шесть композиций группы «Зоопарк».

Скорее всего, «Лето» совсем уж молодой публике не понравится. Это рассказ о «хардкорном» времени, о путешествиях молодых музыкантов по квартирникам, о прогулке под дождем с незнакомкой и бутылкой портвейна, о слепящих солнечных лучах на крышах с видом на Исаакиевский собор, о записи телефонного номера девушки на руке губной помадой, а не в память своего гаджета.

«Лето» – история, в которой нет правых и виноватых. Нет слишком богатых и слишком бедных. Как говорит в одном из эпизодов героиня Лии Ахеджаковой, «Он тоже знаменитый или просто бедный?». Это просто два часа музыки и света, в котором нашлось место и сейшену в Ленсовета, и истории простых людей в непростое время.

«Лето» в кино с 7 июня.

Закрыть