Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева, Андрей Сергеев

Начальник ГУ МЧС по Петербургу: «Мы готовы к провокациям, не надо нас испытывать»

Как проходит подготовка петербургских спасателей к чемпионату мира по футболу? Какие меры применят к разбушевавшимся болельщикам? И зачем закроют акваторию? Об этом «Петербургский дневник» поговорил с начальником ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Алексеем Аникиным.
Фото: Дарья Иванова/Петербургский дневник

Как проходит подготовка петербургских спасателей к чемпионату мира по футболу? Какие меры применят к разбушевавшимся болельщикам? И зачем закроют акваторию? Об этом «Петербургский дневник» поговорил с начальником ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Алексеем Аникиным.  

ПОСЛЕДНЯЯ МИЛЯ

– Алексей Геннадьевич, расскажите о ходе подготовки петербургских спасателей к чемпионату. Какая работа уже проведена? Что еще нужно успеть до начала соревнований?

– Мы начали готовиться еще в 2015 году, изучали мировой опыт проведения столь грандиозных соревнований и особенности Олимпийских игр в Сочи, где работали спасатели со всей страны, включая наших сотрудников. Конечно, большим подспорьем стало проведение Кубка конфедераций по футболу, фактически это мини-чемпионат мира. Проведена большая аналитическая работа, в том числе по особенностям поведения болельщиков из различных стран. Знаем, от кого можно ждать провокаций и как на них реагировать.

Не стоит забывать и то, что Санкт-Петербург имеет свой уникальный опыт по проведению масштабных мероприятий. Ежегодно под нашим контролем проходят десятки форумов, конференций, акций. Достаточно вспомнить Петербургский международный экономический форум или «Алые паруса».

На учет Главного управления МЧС РФ по Санкт-Петербургу в преддверии чемпионата мира по футболу взято 269 объектов – гостиницы, объекты питания и размещения, спортивные и тренировочные площадки, включая недавно открытые в Пушкине и Ломоносове. Дополнительно к этому – все места, где потенциально будут обитать болельщики, в частности фан-зона на Конюшенной площади. Наши специалисты прошли все объекты, участвующие в проведении чемпионата. Все они оснащены современными системами безопасности, которые мы неоднократно испытывали.

Создана система оперативных штабов, куда в режиме онлайн стекается аналитическая информация со всего города. Большое внимание уделено организации так называемой последней мили, то есть пешеходной зоны особого контроля вокруг стадиона.

Отмечу, что сегодня мы можем говорить о беспрецедентном уровне межведомственного взаимодействия по системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Говоря о пожарной охране, нужно понимать, что у нас 42 федеральные и 22 городские пожарные части, решением губернатора они все находятся в моем подчинении и действуют как единое целое. Человеку все равно, приедет сотрудник МЧС или пожарно-спасательной службы города, главное – результат, и мы его показываем.

– Зачем сотрудники МЧС регулярно проводят учения? Еще остались слабые места? 

– Каждое учение не похоже на предыдущее: это не шаблонные сценарии, отработанные десятки раз. Жизнь ежедневно открывает новые риски, и наши службы должны быть готовы к любым ситуациям. К примеру, 17 мая на вертолетной площадке у стадиона проводили смотр сил и средств. В частности, отрабатывалась ситуация спасения людей с горящего экскурсионного судна. Никто не предполагал, что при подлете вертолета Ка-32 парусность судна и скрытые течения начнут резко уводить судно в сторону, затрудняя десантирование спасателей. На этом шаблонные учения могли бы закончиться, но это не про нас. Летчики не растерялись, нашли способ подобраться к судну, десантировать спасателей и вывести пострадавших. Именно в таких максимально приближенных к боевым ситуациях нарабатывается профессионализм, тот опыт, который в экстренной ситуации, когда на счету каждая секунда, спасет человеческие жизни.

Когда проводили учения на стадионе перед Кубком конфедераций, мы подожгли кресла. Понятно, что при строительстве такого серьезного объекта каждый винтик прошел испытания в лабораториях, те же кресла изучали на выделение химических соединений при горении и дымообразовании. Мы отрабатывали ситуацию на практике, чтобы при возникновении возгорания сотрудники знали, как действовать на конкретном объекте. Мы работаем с настоящей техникой, при любых климатических условиях, и если что-то горит или тонет, то это происходит по-настоящему и действовать нужно соответственно.

Фото: Андрей Пронин

– Как вы оцениваете уровень технической оснащенности МЧС Петербурга? Поступила ли накануне чемпионата новая техника?

– Предстоящее спортивное событие – хороший повод укрепить материально-техническую базу ведомств, отвечающих за ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Например, накануне чемпионата мира по футболу мы получили 16 беспилотников. Они помогают спасателям находить пропавших, утонувших и анализировать площадь пожаров.

Беспилотники были задействованы, в частности, при тушении крупных пожаров на Кировском заводе. С помощью новейшей техники спасатели с воздуха смогли увидеть площадь и пути распространения огня по заводской территории. Это необходимо для создания прогноза и дальнейшего тушения возгорания.

Кроме того, беспилотники применялись в прошлом году для поиска пропавших людей на большой территории Юнтоловского заказника, в Петродворце. Утонувшего не так давно в озере Безымянном дайвера также удалось обнаружить с помощью беспилотника. На его костюме была специальная светоотражающая нашивка, которую и нашел летательный аппарат. При этом обследование спасателями дна водоема традиционным способом оказалось безрезультатным.

Конечно, для работы в условиях, грозящих жизни сотрудников, гарнизон оснащен различной робототехникой. Кроме того, получено более 40 новых образцов техники, включая автоцистерны КамАЗ Rosenbauer, автолестницы, дыхательные аппараты и другое снаряжение.

Практически полностью гарнизон перешел на отечественную технику. Приведу еще один пример: мы получили 4-часовые дыхательные аппараты, без которых эффективно работать при ликвидации возгорания в метро просто нереально. Ими оснащены отделения газодымозащитной службы, привязанные к различным зонам метрополитена. Впрочем, они используются не только в подземке. Недавно тушили сложный пожар на одном из судов в Кронштадте. Работать в обычных аппаратах невозможно: пока сотрудник в полном боевом облачении протиснется по узким коридорам до нижних палуб, уйдет 15 минут, еще 20 нужно оставить на подъем, а в баллоне воздуха всего на 40 минут. Естественно, что в такой ситуации незаменимы 4-часовые аппараты.

Накануне чемпионата поступили пожарные мотоциклы, которые уже прозвали «пожарным спецназом». Они незаменимы в условиях пробок и узких улиц в центре города. Мотоциклисты работают в паре: одна машина оборудована средствами пожаротушения, другая – необходимыми инструментами, чтобы извлечь пострадавшего при ДТП из покореженного автомобиля. Было бы лукавством говорить, что они своими силами смогут ликвидировать серьезное возгорание, но перед ними стоит другая задача. Мотоциклисты первыми пробираются к месту ДТП и спасают людей, после чего по мере сил сдерживают огонь до подхода тяжелой техники.

Значительно расширила наши возможности установка пожаротушения «Кобра». Она применяется в ситуациях, когда нет возможности подобраться к источнику возгорания, – речь о двойных полах, стенах и т.п. Некоторое время назад был сложный пожар недалеко от Обводного канала. Произошло частичное обрушение кровли, плиты нависли над помещением и могли в любую минуту обрушиться. Посылать туда сотрудников, рискуя их жизнью, мы не могли. В то же время «Кобра» способна мощной струей воды под сверхвысоким давлением пройти 20 сантиметров бетона и 5 сантиметров металла, что позволяет пробиться с внешней стороны здания и подать воду для тушения.

Фото: Андрей Пронин

– Болельщики могут очень бурно отмечать триумф своей любимой команды. К примеру, существуют ли сценарии реагирования на спонтанные заплывы обезумевших от счастья фанатов по Неве? 

– Конечно, подобные ситуации отрабатывались на учениях. В принципе, подобное может произойти в любой день. Не стоит забывать, что и злоумышленники могут воспользоваться судном, чтобы устроить диверсию у стадиона, поэтому принято решение о закрытии акватории близ арены в дни проведения матчей. На акватории будут дежурить катера, которые не допустят появления в зоне ответственности неустановленных судов. 

Также рассматривается вопрос о введении запрета для движения гидроциклов по акваториям центральной части города. Сегодня гидроцикл может купить любой, но далеко не все его регистрируют в установленном порядке, платят налоги, а кроме того, соблюдают правила движения на воде. По закону, гидроциклам запрещено двигаться со скоростью выше 15 километров в час, однако об этом, похоже, помнят только контролирующие органы. «Пилоты» этих транспортных средств подрезают прогулочные катера, лихачат и обливают водой спокойно прогуливающихся по набережным людей. Разумеется, в культурной столице такого быть не должно.

В связи с этим предлагаем закрыть для гидроциклистов акваторию Большой и Малой Невы на участке от Благовещенского до Литейного моста, а также до Тучкова моста. Впрочем, насколько такие действия правильны с точки зрения свободы перемещения людей и самих владельцев гидроциклов, – вопрос, но и позволять бесчинствовать хулиганам нельзя. Скажем, существует запрет на движение в темное время суток и при тумане, когда видимость ниже 5 метров, но это не останавливает гидроциклистов. Люди не понимают, что не только рискуют своей жизнью, но и подвергают опасности жизнь остальных. В прошлом году женщина разбилась на гидроцикле, не справившись с управлением, а совсем недавно гидроциклист при плохой видимости столкнулся с маломерным судном под Каменноостровским мостом. Поэтому будем принимать самые жесткие меры. И хочу напомнить руководителям организаций, занимающихся прокатом гидроциклов, что необходимо проверять наличие навыков и прав у тех, кому они сдают свои машины в аренду, прежде чем сажать их за руль.

На мостах в Петербурге стоят камеры, позволяющие фиксировать скорость всех водных транспортных средств, но поймать нарушителя – та еще задача. Если мы начнем масштабную операцию по задержанию, неизвестно, как поведет себя гидроциклист, что может спровоцировать новые аварии. Поэтому считаем необходимым закрыть для них подходы к центру, где наиболее оживленное движение.

Фото: Андрей Пронин

– Если небо закроют грозовые тучи и над стадионом «разверзнутся хляби небесные», планируется ли разгонять тучи? 

– Такой вопрос даже не обсуждался. Игра состоится при любой погоде. К тому же наш стадион – уникальный комплекс, подобных которому в мире наберется от силы несколько штук. Если стихия разбушуется не на шутку, над полем просто закроется крыша. 

– Спор о том, где в Петербурге должна находиться фан-зона для болельщиков ЧМ-2018, не утихает по сей день. Известно, что это будет Конюшенная площадь. Это окончательное решение? 

– Прекращая все споры, еще раз скажу, что место для фан-зоны определено – Конюшенная площадь. Недавно было сообщение, что английские болельщики пообещали устроить беспорядки по приезде в Россию. Не знаю, как в других городах, но мы готовы применить самые жесткие меры, чтобы футбольные хулиганы не мешали остальным наслаждаться футболом. 

К слову, при провокациях на стадионе в усмирении разбушевавшихся болельщиков задействуем систему роботов пожаротушения. Поэтому предупреждаю: мы готовы к провокациям, не надо нас испытывать, лучше просто вместе получать удовольствие от игры.

– Какова роль системы АПК «Безопасный город» при подготовке к чемпионату?

– В Петербурге принято беспрецедентное решение о создании единого центра АПК «Безопасный город», координатором которого стало МЧС. Он состоит из четырех основных компонентов: общественная безопасность, транспорт, экология, межведомственное взаимодействие. В 5-м Предпортовом проезде организован центр, где сосредоточена служба «112», сделаны рабочие помещения под центр управления кризисными ситуациями, дежурная служба губернатора, центр управления движением транспорта и системы видеонаблюдения. Это основа, к которой постепенно будут подключены все службы, занятые в управлении городским хозяйством. 

Так, городская система видеонаблюдения полезна не только полиции. В центре управления наш оперативный дежурный первым получает картинку из района возгорания и может координировать действия спасателей еще до подъема в воздух беспилотников. Это особенно полезно при крупных пожарах.

Во время проведения чемпионата отдельное внимание будет уделяться транспортной обстановке. Мы ожидаем более миллиона гостей, те же автобусы с болельщиками будут идти из разных районов города. А вдруг ДТП и поток застопорится? Чтобы не допустить коллапса, необходимо оперативно переключить светофоры, развести транспортные потоки. Тут мы получаем информацию не только с камер, но и от системы АО «ГЛОНАСС».

– В Северной столице заканчивается строительство самого высокого здания Европы. Небоскреб «Лахта центр» высотой более 460 метров – для Петербурга совершенно новый опыт. Спецтехника с лестницами вряд ли дотянется. Как планируется обеспечивать пожарную безопасность высотки?

– На вооружении гарнизона преимущественно 78-метровые лестницы, которые позволяют добраться до 22-24-го этажей. Для устранения огня на большей высоте задействуем специальную авиатехнику. В частности, у нас есть уникальный вертолет с горизонтальным стволом пожаротушения, который может подать воду на любую высоту. Есть и винтокрылые машины с возможностью прямого забора воды из акватории. 

Подчеркну, что на сегодняшний день техническая оснащенность гарнизона позволяет нам решать любые задачи.


СПРАВКА

Алексей Аникин родился 5 сентября 1964 года в Ленинграде. Окончил Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР. Затем Санкт-Петербургскую высшую школу МВД России, а в 2010 году – Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования. Имеет много наград. В частности, медаль МЧС России «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций» – 2016 год, медаль МЧС России «25 лет МЧС России» – 2015 год, медаль Следственного комитета РФ «За содействие» – 2015 год, памятную медаль «XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в городе Сочи» – 2014 год. Приказом МЧС России от 30 июля 2015 года №118-НС назначен начальником Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по городу Санкт-Петербургу).

Закрыть