ГАТИ: нежилые дома тоже должны быть красивыми
Каждую весну улицы Петербурга расцветают новыми красками. Фасады жилых зданий отмывают от зимней грязи. При этом к нежилым домам отношение до недавних пор было иное. Ситуация изменилась с прошлого года – к мытью и ремонту фасадов нежилых зданий стали подходить серьезно, причем не только в историческом центре, но и в спальных районах. О том, как ведется и контролируется эта работа, «Петербургскому дневнику» рассказала заместитель начальника Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) Мария Полунина.
– Раньше фасадам нежилых зданий не уделялось должного внимания. Но в последнее время ситуация изменилась. С чем это связано?
– До 2017 года ГАТИ контролировала содержание фасадов в основном в плановом порядке, в соответствии с федеральным законом о защите прав предпринимателей. Формировались планы, в соответствии с ними проводились контрольные выездные проверки, выдавались предписания об устранении нарушений, контролировалось их исполнение в установленный срок.
Но анализ этой работы показал, что добросовестных владельцев, по предписаниям устраняющих нарушения, становится, к сожалению, все меньше. Государственные организации, владеющие нежилыми зданиями, в рамках таких проверок ссылались на особенности бюджетного финансирования как на причину неисполнения обязанности по своевременному ремонту фасадов.
Такой подход показал свою неэффективность, надо было его менять.
Предложения ГАТИ поддержал губернатор, и с 2017 года начался систематический мониторинг состояния фасадов, по сути инвентаризация. Итоги этой работы позволили выделить ряд проблем.
– Что изменил новый подход?
– В 2017 году инспекции удалось организовать сплошной мониторинг состояния фасадов нежилых зданий, расположенных вдоль основных улиц четырех районов исторического центра города – Центрального, Адмиралтейского, Петроградского и Василеостровского. Работа по этому направлению ведется во всех районах Петербурга.
– Работа по новым правилам позволила увеличить выявляемые нарушения?
– Да, это привело к тому, что у нас практически в 2 раза выросло число назначенных административных наказаний в этой сфере. Если в 2016 году это было чуть больше 5 миллионов рублей, то в 2017-м, с применением нового подхода, назначенные штрафы достигли уже 11 миллионов. Если в 2016-м было выявлено и возбуждено чуть менее 500 дел об административных правонарушениях, то в 2017-м уже больше тысячи.
Кроме того, мы внедрили систему учета устранения выявленных нарушений. Объект продолжает находиться на контроле у инспекции до тех пор, пока нарушения не будут устранены, независимо от привлечения владельца здания к административной ответственности.
– Можете привести конкретный пример такой работы?
– Ярким примером стала улица Зодчего Росси, 1-3, где у одного здания более 20 владельцев. Фасад преобразился после помывки. Там же рядом владельцы привели в порядок фасад здания банка «Санкт-Петербург», здание Александринского театра на площади Островского, здесь же ОАО «РЖД» вымыло свой фасад.
Но не все владельцы зданий нежилого фонда смогли выполнить своевременную промывку фасадов. Так, Академия имени А. Я. Вагановой в отношении фасадов зданий на улице Зодчего Росси, 2, пока не выполнила эти работы, но взяла на себя обязательство организовать их в ближайшее время.
– Вы следите только за тем, чтобы фасады нежилых зданий были чистыми? Или у инспекции есть и другие требования к их содержанию?
– Промывка, текущий и капитальный ремонт. Итоги систематического мониторинга, проведенного в 2017 году, позволили классифицировать выявленные нарушения. Не так давно по инициативе ГАТИ был разработан и вступил в силу городской закон, который дифференцирует административную ответственность. Он предусматривает отдельное наказание за неисполнение обязанностей по промывке фасада, проведению текущего или капитального ремонта.
– Инспекция контролирует фасады всех зданий?
– ГАТИ осуществляет контроль за содержанием объектов нежилого фонда. С жилыми работает Государственная жилищная инспекция, Жилищный комитет организовывает и координирует работу по ремонту, контролирует управляющие организации. Однако в сфере контроля за содержанием фасадов нежилых зданий отсутствует сложившаяся система организации данных работ. Наша задача – навести порядок и в отношении нежилых зданий.
Если здание относится к объектам культурного наследия, то контроль за своевременным ремонтом и работами по сохранению памятника осуществляет Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников. Однако контроль за соблюдением обязанности по помывке данных объектов – это наша компетенция, поскольку это сфера благоустройства.
– В спальных районах, где нет исторических зданий и в десятки раз меньше туристов, вы работаете по тем же принципам, что и в центре?
– Требования одинаковы для всех районов Петербурга. Конечно, в центральных есть специфика из-за большого числа памятников архитектуры, здесь работы и сложнее, и дороже. Но в спальных районах нужно уделять не меньше внимания содержанию фасадов.
– А если владелец нежилого здания отказывается добровольно помыть или отремонтировать фасад?
– В этом случае ГАТИ возбуждает дело об административном правонарушении, применяет штрафные санкции. Если собственник не устраняет нарушение, дело может быть возбуждено повторно. Сейчас штрафы увеличены до 1 миллиона рублей, что должно побудить владельцев выполнить работы по ремонту фасадов, не дожидаясь назначения штрафа. Я уже говорила, что мы стали выявлять больше нарушений на фасадах, но и устраняют их теперь лучше.
В прошлом году мы провели осмотр более 2 тысяч зданий, выявили более 1,5 тысячи нарушений, к концу 2017 года более 100 нарушений были устранены, по остальным владельцами запланированы работы по их устранению. В этом году такие объекты ждет повторный контроль. Владельцы нежилых зданий стали более информированными о требованиях и правилах благоустройства и принимают меры, не дожидаясь прихода инспекции. Сейчас создана информационная система паспортизации фасадов нежилых зданий, районным администрациям поручено проинвентаризировать все фасады.
В рамках этой системы мы планируем вести учет, определять сроки и периодичность осмотров. Если мы фиксируем, что фасад здания находится в удовлетворительном состоянии, то определяем срок для повторного контроля.
– Каким может быть срок от одной проверки до другой?
– Это может быть 2-3 года, если речь идет о работах по выполнению текущего ремонта. Мониторинг выполнения обязанности по промывке фасадов проводится чаще. Правилами благоустройства установлено требование промывать фасад не реже 1 раза в год. Это требование едино и для центра, и для окраин Петербурга.
– Учитываются ли при этом расположение здания, автомобильный трафик?
– Необходимость промывки фасада определяется по результатам визуального осмотра. Но в центральной части, где трафик выше, фасады, конечно, нужно промывать чаще.
– Насколько серьезную проблему для Петербурга представляют граффити?
– Они регулярно появляются, но мы отмечаем и рост оперативной очистки фасадов от граффити.
– Если у здания есть конкретный владелец, понятно, кому предъявлять претензии за грязный фасад. А если оно в собственности города?
– Еще одно из направлений нашей работы – создание под руководством начальника ГАТИ межведомственной комиссии (МВК) по приведению в надлежащее состояние фасадов нежилых зданий, находящихся в собственности города. Комиссия должна координировать работу органов власти в этом направлении, приходится учитывать специфику бюджетного финансирования. В рамках работы комиссии районные администрации уже отчитались, сколько зданий помыли ко Дню города. Еще одно направление работы комиссии – инвентаризация фасадов, чтобы оценить масштаб проблемы и определить планы работы.
Мы планируем, что инвентаризация завершится к концу сентября. И третья важная задача – проведение общих собраний собственников помещений в нежилых зданиях, чтобы побудить их содержать фасад в порядке. Эту работу ведут районные администрации под нашим контролем.
– А если здание находится в собственности не города, а государства, и там, соответственно, работают федеральные органы власти? Как инспекция взаимодействует с ними?
– Федеральные учреждения реагируют по-разному. Есть организации, которые сразу устраняют нарушения или представляют план работы. Но не всегда есть такая реакция. Думаю, что в рамках МВК будем привлекать такие органы власти, чтобы воздействовать на тех, кто не соблюдает правила благоустройства в городе.