Яндекс.Метрика
  • Святослав Афонькин

Петербургский учитель года: «Современные школьники вдохновляются успехами IT-стартапов»

Преподаватель математики губернаторского физико-математического лицея №30 Олег Ренев стал лучшим петербургским учителем в этом году.

Преподаватель математики губернаторского физико-математического лицея №30 Олег Ренев стал лучшим петербургским учителем в этом году. Уже осенью он будет представлять Северную столицу на всероссийском конкурсе педагогов. А пока Ренев дал интервью «Петербургскому дневнику», в котором объяснил, почему точные науки снова набирают популярность у детей и как он сможет преподавать свой предмет, если человечество лишится всех современных технологий.

За плечами педагога 13 лет работы и сотни талантливых выпускников.

Олег Ренев сам заканчивал лицей №30, который был в ту пору еще гимназией. По его словам, в школе он имел некоторые таланты к математике, но не испытывал серьезного желания ею заниматься. Однако благодаря родителям он хорошо овладел царицей наук, поступил на математико-механический факультет СПбГУ, где на четвертом курсе пришел на педагогическую практику в «тридцатку», и с самых первых уроков настолько влюбился в эту профессию, что с тех пор не мыслит себя вне стен родного лицея.

Самый твердый гранит в цене

– Какие у вас сохранились воспоминания о лицее? Сильно изменились ученики и сам лицей?


– Воспоминания очень хорошие. Меняется все. Каждый год ребята не такие, как прежде, они все очень разные. И это хорошо. Трудно судить о поколениях, я же не знаю всех его представителей, но все, кто приходит ко мне, замечательные и талантливые люди. Было бы нелепо утверждать, что они в чем-то уступают или сильно превосходят своих предшественников.

– Создается такое впечатление, что сейчас школьники чаще, чем раньше, стремятся заниматься точными науками. Вы замечаете это?

– На мой взгляд, да. Это всегда было интересно, но сейчас стало еще и очень модным. Все эти истории успехов IT-стартаперов и сериалы про них создают моду на физматобразование.

– Кем видят себя в будущем ваши ученики?

– Я надеюсь, что они в первую очередь стремятся стать умными и добрыми людьми, а во вторую очередь – реализовать себя профессионально в математике: стать инженерами, программистами, учеными.

– Вы выпустили уже три класса. Кем работают ваши бывшие воспитанники? 

– Мой первый выпуск был в 2010 году. Они только начинают свою карьеру. Почти все работают в IT и на инженерных должностях.

– На российском рынке востребованы сейчас такие специальности?

– Несомненно! Россия в Европе сейчас находится в уникальном положении. У нас есть IT-компании, которые формируют рынки: «Яндекс», Mail.ru. Например, в Германии ничего подобного нет, там только маленькие фирмы. В этом смысле IT для нашей страны – это ценный ресурс.

– Среди ваших воспитанников есть те, кто стремится покинуть Россию?

– Действительно, есть люди, которые уезжают. С одной стороны, это очень обидно, но с другой – они часто едут решать интересные задачи. Однако я стараюсь сохранить бывших учеников: уговариваю остаться. Бывает и так, что люди уезжают учиться в европейскую магистратуру, но возвращаются, чтобы работать здесь. В России сейчас огромные перспективы для IT-специалистов и инженеров.

– Как вы можете оценить состояние фундаментальной части физматнаук в стране сегодня?

– Я сам учился на прикладной математике, но фундаментальные курсы были у нас очень хорошо построены. Получил там отличное образование, и мне представился случай оценить его. У меня был интересный проект. Одна компания готовила специалистов к международному экзамену по финансовой математике. Меня пригласили поучаствовать в подготовке этих специалистов. Оба мои подопечные сдали экзамен на отлично. Те, с кем я столкнулся на матмехе СПбГУ,  потрясающие преподаватели. Если вся высшая школа так устроена, то в нашей науке все хорошо. Только за последние годы сразу два петербургских математика получили Филдсовскую премию (Григорий Перельман и Станислав Смирнов. – Ред), это говорит об уровне школы.

Разные дети – разные подходы


– Бывают у вас сложности с детьми?

– Такое случается. Образование – обоюдный процесс. Самый лучший результат получается, когда гармонично сочетаются усилия и учителя, и ученика. Иногда происходит все не так гармонично, как хотелось бы, но мы всегда стараемся находить выход. Иногда мы можем не совпадать с учеником темпераментами.

– Вы так близко общаетесь с подопечными, что темпераменты играют какую-либо роль?


– Я стараюсь узнавать своих учеников не только в рамках предмета. Контакт очень важен. Если его нет, то преподавать гораздо сложнее. Я всегда стараюсь установить его.

– Бывает такое, что родители заставляют детей заниматься точными науками, но те не обладают какими-то способностями или желанием. Можно ли «продавить» детей силой?

– Это не квадратное уравнение, здесь нет правильного ответа. Например, мои родители, когда я был в юном возрасте, настояли на том, чтобы я занимался математикой. У меня были склонности, но не было особенно желания этим заниматься. Тем не менее я перешел в физико-математическую школу и все наладилось. В моем случае сильное авторитетное родительское мнение сыграло положительную роль. Но тут все должно быть очень индивидуально. Однако результат образования также сильно зависит от поддержки родителей: хорошо, когда они оказывают ее своевременно, и плохо, когда они давят тогда, когда делать этого не нужно.

Как древние греки

– Сейчас петербургские школы взяли курс на внедрение новых технологий. Стало ли легче от этого учителям? Например, в работе с документами?

– Электронный документооборот сильно все упрощает. В особенности электронные журналы. Это отличная штука.

– А как используются достижения науки и техники в самом процессе преподавания? 

– Греки преподавали друг другу геометрию и математику под деревом в саду, и у них все получалось. Наверное, без новых технологий сейчас уже не обойтись, но если все сломается, мы это переживем. Технологии – это средства, которые позволяют сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, это тоже здорово.

– А что у вас конкретно есть? 

– У меня есть интерактивная доска. Я могу быстро показать, как происходят геометрические преобразования. Очень помогает документ-камера. Используя ее, можно показать всему классу работу какого-либо ученика из его тетради, не вызывая к доске. Опять же, у каждого жанра своя методическая роль, иногда хорошо, чтобы задачу оформили на доске. Главное – все делать обдуманно, со смыслом. 


– Почему вам нравится преподавать?

– Это дает мне широкие возможности для творческой реализации. Очень интересно придумывать, как провести урок, как добиться результата. Все это требует новых идей, актерских действий, все это безумно интересно.

Закрыть