Яндекс.Метрика
  • Артемий Аграфенин

Триумф и трагедия русского Гамлета: фильму «Бедный, бедный Павел» 15 лет

15 лет назад, к 300-летию Петербурга, на экраны вышел фильм «Бедный, бедный Павел». Он перевернул в сознании многих отношение к императору Павлу I.

15 лет назад, к 300-летию Петербурга, на экраны вышел фильм «Бедный, бедный Павел». Он перевернул в сознании многих отношение к императору Павлу I.

Рассказать историю Павла с экрана режиссер Виталий Мельников собирался без малого 20 лет. Он задумал фильм как завершение своей кинотрилогии «Империя. Начало», в которую ранее вошли широко известные картины «Царская охота» о временах Екатерины II и «Царевич Алексей» о конфликте Петра Великого и его сына.

На роль Павла Мельников хотел пригласить своего друга Олега Борисова, который уже снимался в нескольких его картинах. На роль графа фон Палена, организатора заговора и убийства императора, планировался Смоктуновский, с ним Мельников был знаком с первых дней работы на «Ленфильме». Свой дебют «Барбос в гостях у Бобика» молодой режиссер в 1964 году снимал в одном павильоне с другой картиной – «Гамлет», прославившей Смоктуновского. В одном углу павильона стояли декорации Эльсинора, в другом – будка Барбоса… К сожалению, пока решался вопрос о съемках фильма о Павле, на который попросту не хватало денег, заболел и скончался Борисов, а затем – Смоктуновский.

Ночь в спальне императора

В итоге на роль Палена взяли Олега Янковского, а образ Павла воплотил на экране Виктор Сухоруков, известный тогда по ролям бандитов и киллеров. Выбор был настолько неожиданным, что уже шли съемки, а режиссера все уговаривали поменять исполнителя.

«Криминальный "шлейф" ролей Вити меня не пугал нисколько, – уверенно говорит Мельников. – Выбор "от противного" не раз оказывался плодотворным даже и в моей практике. А знакомство с Сухоруковым окончательно рассеяло мои сомнения. Передо мной оказался тонкий, думающий человек. И, кстати, преданный делу сотоварищ, что немаловажно в такой работе».

В фильме сложился блистательный дуэт Сухоруков – Янковский. Оба актера фанатично работали над своими ролями. Сотрудники Михайловского замка рассказывали, что Янковский попросил разрешения провести ночь в той комнате, где убили Павла. Как позволить – музей же! Но как отказать народному артисту СССР? Разрешили.

Сухоруков приезжал в Павловский дворец и часами ходил по залам. Смотрительницы признавались: иногда казалось, будто сам император воскрес из небытия…

Мистика имени Павла Петровича

Виктор Сухоруков и сейчас считает, что именно дух Павла незримо помогал фильму. Одними из самых сложных и дорогостоящих были съемки плац-парада перед Гатчинским дворцом. Массовку обеспечивали военные, но поставили условие – снять все в течение одного светового дня. За это время нужно было доставить из Петербурга несколько сотен человек, одеть каждого в форму павловских времен, наклеить усы и косички, тщательно отрепетировать маршировку, а потом на фоне общих солдатских перестроений успеть снять еще и игровые сцены с артистами. Дело было зимой, но плац перед дворцом был бесснежным и невыразительным. С этим почти смирились. Вдруг на горизонте показалась туча и пушистыми хлопьями повалил снег. Через полчаса плац преобразился. Перед камерой возникла живая картина. Как только прозвучала команда «Стоп, камера!», снег прекратился.

Но это была не единственная странность. Группа долго обсуждала, как снять строящийся Михайловский замок. Предлагались и макеты, и дорогостоящая компьютерная графика… А однажды кинематографисты обнаружили, что фасад дворца обстраивают лесами, вокруг вырыли котлован. Оказалось, готовясь к празднованию 300-летия Петербурга, городские власти решили отреставрировать архитектурный памятник. И кинематографисты получили «строящийся» Михайловский замок. Осталось населить леса строителями, а котлован заполнить землекопами.

Фильм «Бедный, бедный Павел» завоевал множество призов на фестивалях в России и за рубежом. Виктор Сухоруков и Олег Янковский были одновременно номинированы на премии «Ника» и «Золотой орел». «Нику» получил Сухоруков (лучшая мужская роль), «Орла» – Янковский (лучшая мужская роль второго плана).