twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Новый мир за каждой дверью: экранизация «Черновика» Сергея Лукьяненко

Картинка
Автор: Кадр из фильма «Черновик»

Роман «Черновик» знаменитого писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, изданный в 2005 году, только в 2018-м сумел добраться до экранов. История молодого дизайнера компьютерных игр Кирилла, который в считанные дни потерял всех родных, близких, жилплощадь и даже собаку по кличке Кешью, отлично смотрелась «на бумаге», но в кино вышла совсем другая история. «Петербургский дневник» картину посмотрел и не советует посещать ее фанатам Лукьяненко.

Картинка
Автор: Кадр из фильма «Черновик»

В погоне за правами

С момента выхода «Ночного дозора» и «Дневного дозора» прошло почти 13 лет. Тогда за экранизацию романов писателя взялся Тимур Бекмамбетов, который удачно подобрал на главную роль Константина Хабенского, придумал множество эффектных операторских и стилистических ходов, ну а в концовке выдал историю, которая понравилась не всем фанатам, но пришлась по душе самому Лукьяненко.

С тех самых пор фанаты фантаста ждали нового появления героев его книг в кино, но дело продвигалось со скрипом: все романы раскупили, но после приобретения экранизации затормозили.

Как рассказала продюсер «Черновика» Наталья Мокрицкая, она несколько лет «гонялась за этим проектом, и в итоге выиграла борьбу с другими довольно известными продюсерами».

Сам Лукьяненко вспоминает, что несколько лет назад одна телекомпания уже собиралась снимать сериал по «Черновику», писатель даже поучаствовал в проекте в качестве сценариста, но на ТВ так ничего и не появилось. Позже к Лукьяненко пришли сразу несколько именитых продюсеров, которые предложили почти одинаковые условия контракта.

«Я впал в некую задумчивость… И позвонил продюсерам "Дозоров", чтобы посоветоваться. И мне сказали: "Выбирай Мокрицкую, она точно снимет"», – признается писатель.

Картинка
Автор: Кадр из фильма «Черновик»

От Севастополя к черновику

За экранизацию «Черновика» взялся Сергей Мокрицкий, который более известен в киномире как весьма талантливый оператор («Изображая жертву», «Дневник убийцы») и режиссер военной драмы «Битва за Севастополь».

Сам Мокрицкий признался, что является старым поклонником творчества Лукьяненко, его романов и его миров. По мнению постановщика, описанное в книгах фантаста должно было легко перенестись на экран, но в подобных суждениях Мокрицкий ошибся.
   
«В этом проекте многое для меня было впервые. До этого я снимал фильмы, в основе которых лежал оригинальный сценарий. А тут произведение определенного автора, да к тому же у которого сотни тысяч фанатов. И когда я это осознал, когда мы начали переводить эту прозу в сценарную форму, тут я понял, насколько это сложно. Книга – 400 страниц, а сценарий – 100, значит, необходимо, сохранив все, что есть, ужать сюжет на три четверти. Это серьезная, ответственная работа», – пояснил Мокрицкий.

Работа над сценарием «Черновика» шла долго, к проекту подключались несколько авторов, но сам Лукьяненко над сценарием не работал. Он часто приходил на съемочную площадку, давал некоторые советы, но в текст «Черновика» с правками не лез.

«Вероятно, в нашем общении до съемок Лукьяненко понял, что я буду трепетно относиться к его произведению, и потому решил не вмешиваться в процесс», – добавил Мокрицкий.

Картинка
Автор: Кадр из фильма «Черновик»

Миры не без добрых людей

Наталья Мокрицкая, словно предупреждая фанатов «Черновика», отмечает, что миры, описанные Лукьяненко в книге и показанные в кино, отличаются друг от друга. Проще сказать, что это не столько отдельные миры, сколько одна и та же Москва, просто показанная в разных пространствах и времени. «Лукьяненко это одобрил и даже признался, что отчасти жалеет, что сам не придумал это в свое время», – добавила продюсер.

Компьютерной графики в «Черновике» Мокрицкого немало, всего в картине было задействовано около 600 «нарисованных» кадров. Назвать эту часть работы над картиной удачной никак нельзя. Реализма в графической составляющей сюжета не много, ну а некоторые отдельные эпизоды и вовсе могут вызвать эффект «испуга».

Возможно, «Дозоры» Бекмамбетова тоже можно назвать блокбастерами, лихо завернутыми на голливудский манер, но в картинах о битве «ночных и дневных ведомств» все же было что-то отечественное, милое сердцу и романтичное, по крайней мере по отношению к столице.

В варианте «Черновика» подобного не наблюдается. Это уверенный в себе, но слишком приближенный к западной культуре проходной фантастический продукт, который получает удовольствие от самого себя, а лишь потом дает хлеба и зрелищ публике, и весьма скромно.

Картинка
Автор: Кадр из фильма «Черновик»

Лукьяненко, Хакамада и Агутин

Сам Мокрицкий в одном из интервью признался, что главной темой «Черновика» все же станет любовь, а фантастика и фэнтези окажутся на дополнительном, втором уровне. Тут режиссер точно не соврал: чего-то удивительного и будоражащего воображение в «Черновике» мало, а вот с романтикой полный порядок.

Весьма удачной парой стали Никита Волков («Дед Мороз. Битва магов») и дебютантка Ольга Боровская. В компанию с молодыми артистами попали и уже маститые: Евгений Ткачук, Юлия Пересильд, Андрей Мерзликин и многие другие. В общем и целом экранная команда поработала на славу.

«Черновик» вышел некой смесью всего и сразу. Кроме конфликтующих в самом сценарии тем любви, свободы, призвания и чести в проекте задействованы весьма неожиданные «герои». К примеру, Ирина Хакамада, ставшая чиновницей, или Леонид Агутин, подготовивший пару песен для «Черновика».
   
Удачным следует признать появление на экране самого Лукьяненко и Мокрицкого в одной из важных и напряженных сцен. Впрочем, удач у «Черновика» не так много, чтобы разглядеть их под неудачными моментами. Что ж, ждем «Чистовика» – судя по концовке картины Мокрицкого, он точно будет.

«Черновик» в кино с 24 мая.


Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

  • Текст
  • Дмитрий Гинкель