Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Пешеходная или автомобильная: жители 1-й Советской улицы написали губернатору

Жители улицы просят избавить их от парковки.

Петербуржцы обратились к Георгию Полтавченко с просьбой помочь освободить новую пешеходную зону на 1-й Советской улице от припаркованных на ней машин. Противостояние между автомобилистами и сторонниками общественного пространства длится уже не один месяц.

«КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ»

Памятник карете, появившийся на 1-й Советской в выходные, окончательно превратил эту улицу в пешеходную. В середине мая здесь завершили работы по благоустройству: асфальт заменили на тротуарную плитку, территорию будущего общественного пространства украсили фонарями, вазонами и деревьями.

Но припаркованные машины никуда не исчезли. Активисты не первый месяц ведут с ними борьбу и вот теперь решили обратиться к губернатору Петербурга.

«К сожалению, улица так и не стала по-настоящему пешеходной. Здесь хаотично паркуются машины, уничтожая при этом созданное благоустройство (сбивают столбики, портят гранитное покрытие, металлические решетки)… За прошедший месяц на улице появились дополнительные знаки, но даже они, как оказалось в ходе общественных инспекций 19 мая при участии сотрудника ДПС, не дают возможности полностью запретить хаотичную парковку как у домов, так и прямо по центру пешеходной зоны», – сообщили жители Центрального района.

Петербуржцы очень хотят, чтобы 1-ю Советскую улицу исключили из Перечня автомобильных дорог общего пользования. Для этого в постановление городского правительства №300 от 17 марта 2011 года придется внести изменения. Из других пожеланий горожан – установка необходимых для запрета парковки дорожных знаков и антивандальных парковочных столбиков, чтобы машины не могли заехать на центральную часть пешеходной зоны.

1-я ПАРКОВОЧНАЯ УЛИЦА

Активист Ярослав Костров рассказал «ПД», что обращение к губернатору от имени сообщества «Центральный район за комфортную среду обитания» они уже направили. Кроме того, петербуржцам предложили отправлять свои обращения в Смольный. Жители ближайших домов уже в шутку окрестили 1-ю Советскую 1-й Парковочной.

«Ситуация не изменится, пока не установят соответствующие знаки, а памятник карете – это не дорожный знак. Мы около полугода уже боремся за то, чтобы там было нормальное благоустройство, но автомобилисты паркуют машины, выламывая столбики», – отметил Ярослав Костров.

По мнению активиста, теперь и карета под угрозой: и ее могут повредить автомобилисты.

В своем обращении к Георгию Полтавченко петербуржцы попросили «инициировать совещание на максимально высоком должностном уровне для поиска решения вопроса повсеместной парковки на созданной пешеходной улице».

Руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов предложил водителям и пешеходам постараться найти компромисс.

«На этом месте исторически была возможность припарковать машину, но, конечно, неправильно портить элементы благоустройства, – отметил Данилов. – Мне кажется, что в таких ситуациях нужно искать компромиссное решение, которое устроило бы и водителей, и пешеходов. Можно было бы сохранить небольшое количество парковочных мест, а в центре улицы высадить деревья и создать бульвар».


ПРОГУЛКИ В УДОВОЛЬСТВИЕ

За пешеходные зоны в Петербурге отвечают сразу несколько ведомств. Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) курируют их создание, а Комитет по благоустройству занимается уборкой общественных пространств. Места, куда автомобилистам вход воспрещен, начали появляться в городе в конце прошлого столетия. Первой в сентябре 1997 года пешеходной стала Малая Конюшенная улица. Здесь асфальт заменили на брусчатку и гранитные плиты, высадили деревья, поставили клумбы и скамейки, на углу со Шведским переулком появилась скульптура городового, чуть позже – памятник Гоголю.

Буквально через несколько лет полностью пешеходной стала Малая Садовая улица. Ее украсили фонтаном «Вращающийся шар», памятником фотографу в честь фотоателье Карла Буллы, а на карнизах домов появились две скульптуры – кот Елисей и кошка Василиса.

В 2001 году пешеходная зона появилась на 6-й и 7-й линиях Васильевского острова. Ее украшает старинный трамвай – конка, которая ходила по городу в конце XIX – начале ХХ века. Петербуржцы могут гулять во дворах Капеллы, по Большой Московской улице и улице Правды. К списку пешеходных зон также добавилась Большая Морская улица (участок от Невского проспекта до арки Главного штаба).

ПЕШЕХОДНОЕ БУДУЩЕЕ

Не исключено, что в ближайшее время список расширится. В КГА разработали «Концепцию развития пешеходных пространств и непрерывных пешеходных маршрутов в Санкт-Петербурге». В ноябре прошлого года ее представили в Смольном.

В основу этого документа легли предложения всех районов города и данные соцопросов жителей. Предлагая варианты пешеходных пространств, урбанисты брали в расчет парки и скверы, памятники архитектуры, возможность создания тематических маршрутов и многое другое. В итоге в приоритете оказалась Петроградская сторона: Большой проспект, набережная Карповки, Кронверкский проспект.
Васильевский остров исследователи представили в концепции как большой ландшафтный градостроительный проект, где набережная Морского фасада продолжается как система зеленого каркаса Линейным парком, Новосмоленской набережной, зоной вдоль набережной Смоленки.

Центр города – Невский проспект, большая Морская улица и 1-я Советская, назван объектом повышенного туристического внимания. Концепцию одобрили, с 2019 по 2022 год ее предлагают реализовать.
Ранее вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил, что документ, по которому город планирует выстраивать свое пешеходное пространство, включает в себя основные туристические и велосипедные маршруты, парки, скверы, набережные и многое другое.

«Это один из этапов реализации Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года, формирования комфортной городской среды, которая направлена на повышение качества жизни петербуржцев», – отметил Игорь Албин.

КОМПЕТЕНТНО

Стив Каддинс, эксперт Института дизайна и урбанистки Университета ИТМО: «В первую очередь нужно оценивать потенциал мест и понимать, где создание пешеходной зоны принесет ожидаемый эффект, а где вызовет конфликты и непонимание. В Петербурге есть два отличных примера успешной и проблемной пешеходных зон. Последняя – это всем известная Малая Конюшенная улица, на которую регулярно ссылаются, когда говорят, что пешеходные зоны не нужны: там бывает мало людей, ничего не происходит. И возникает вопрос, насколько целесообразна пешеходная зона. Ее, конечно, можно оживить, но в том виде, в котором она существует, она действительно недостаточно эффективна. Есть и другой пример, самый свежий – кусочек Большой Морской улицы около арки Главного штаба, которую благоустроили совсем недавно, и сейчас там ежедневно гуляют десятки тысяч людей. Успех этого места очевиден, это промежуток между главной улицей и главной площадью города. Парковка на 80 машин, которая там была раньше, не приносила сколько-нибудь ощутимых выгод для города. Нужно очень серьезно продумывать, где и как создавать пешеходные зоны, кто будет их пользователем. Это самые главные вопросы, которые должны стоять перед администрацией города».

Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть