Яндекс.Метрика
  • Наум Синдаловский

Наум Синдаловский: американки, стиляги, веселые вдовы…

Первые трамваи по улицам Петербурга начали ходить только в 1907 году. В то время как уже целых полтора десятилетия трамвай занимал прочное место в жизни многих городов России, в столице империи электрического трамвая не существовало.
Фото: Петербургский дневник

Первые трамваи по улицам Петербурга начали ходить только в 1907 году. В то время как уже целых полтора десятилетия трамвай занимал прочное место в жизни многих городов России, в столице империи электрического трамвая не существовало.

Городская дума никак не могла преодолеть договорное право акционерного общества конно-железных дорог на перевозку пассажиров в Петербурге. Пытаясь обойти юридические преграды, городские власти даже пошли на хитрость. Они разрешили электротехнической фирме М. М. Подобедова наладить трамвайные перевозки зимой по льду Невы, поскольку это не нарушало договор, предусматривавший использование конно-железными дорогами исключительно петербургских улиц.

Таких «ледяных» трамвайных трасс было три: от Сенатской площади до Румянцевского сквера на Васильевском острове, от Зимнего дворца до Мытнинской набережной на Петроградской стороне и от Суворовской площади до Большого Сампсониевского моста на Выборгской стороне. Только в 1907 году, по окончании действия пресловутого договора, началось триумфальное шествие нового вида общественного транспорта.

В фольклоре трамвай оставался таким же, как и вагоны конно-железной дороги, действовавшей в городе до него, – неуклюжим, медлительным и опасным. Не случайно впоследствии вагоны трамвая прозвали «американками» – за внешнее сходство с огромными американскими пульмановскими железнодорожными вагонами.

В арсенале городского фольклора сохранились многочисленные прозвища, присвоенные трамваю пассажирами. Стальные трамваи типа МС – ПС, выпускавшиеся на заводе «Красный путиловец» в 1927-1933 годах, в народе прозвали «эмэсками». Трамваи марки ЛВС – 97А с асинхронными двигателями называли «Ася». Теплые, оборудованные мягкими сиденьями трамваи, имевшие необычные округлые формы, прозвали «стилягами». «Веселой вдовой» окрестили первые трамваи, состоявшие всего из одного вагона. Уверен, что в совокупной памяти сохранились и многие другие прозвища нашего любимого петербургского трамвая.

Опасность рождала соответствующий фольклор. «Послушайте, господин! Как мне попасть в Обуховскую больницу?» – «Видите, вон трамвай идет?» – «Понимаю. Нужно сначала попасть на него». – «Нет, под него».

Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть