twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

В Александринке обсудили вопрос о разделении должностей худрука и директора театра

Сегодня в Царском фойе исторической сцены Александринского театра состоялась конференция Гильдии театральных режиссеров России Союза театральных деятелей РФ. Главной темой обсуждения стал вопрос «О разделении полномочий между должностями художественного руководителя и директора театра в практике управления театральных учреждений».

Это обсуждение стало продолжением того разговора, который недавно произошел в Министерстве культуры РФ. А поводом к нему послужило письмо народного артиста РСФСР руководителя театра Et cetera Александра Калягина, где говорилось о необходимости разграничения полномочий худрука и директора.

На петербургской конференции, в которой приняли участие председатель гильдии народный артист России, секретарь СТД РФ, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, члены совета гильдии Евгений Каменькович, Андрей Могучий, Виктор Рыжаков, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, режиссеры, директора и организаторы театрального дела из разных регионов России, мнения специалистов разделились.

Одни настаивали на примате художественного руководителя или главного режиссера. Другие считали, что каждый должен заниматься своим делом: худрук – ставить спектакли, а директор – решать финансовые и хозяйственные вопросы.

Неоднократно звучало мнение и о том, что лучший выход – это вариативность, когда каждый театр выбирает для себя ту или иную форму управления. При этом некоторые деятели культуры обращали внимание на то, что единоличная форма руководства предполагает полную ответственность. 

«Чтобы спасти театр, надо вернуть все полномочия художественному руководителю», – такую точку зрения высказал Роберт Манукян, режиссер, у которого из-за конфликта с директором пока нет своего театра.

«Я не знаю, как разграничить эти полномочия. Тут все зависит только от самого себя. Главное – ставить хорошие спектакли, чтобы на них шли зрители», – заявил художественный руководитель театра, народный артист России и Республики Татарстан Александр Славутский. Он признался, что на его спектаклях зал всегда полон, а его артисты получают самую высокую в регионе зарплату.

Такой же точки зрения придерживается и Сергей Федотов, руководитель пермского театра «У моста», который говорит, что сам с собой он очень хорошо работает. Кстати, это подтверждают и насыщенный гастрольный график коллектива, и хорошая заполняемость зала. 

Острым оказалось и обсуждение вопроса о сроках контрактов. Сегодня они составляются, как правило, на год. Деятели театра настаивают как минимум на трехгодичном договоре.

Подводя итоги конференции, Валерий Фокин отметил, что тот вариант, когда директор назначается по представлению художественного руководителя или по его инициативе, кажется ему наиболее предпочтительным. Однако в решении этого вопроса возможны варианты, выработать и принять которые каждый театр должен самостоятельно.

Участники обсуждения намерены вернуться к обсуждению этого вопроса еще раз. И, может быть, даже закрепить предложенные решения в разрабатываемом сейчас Законе о культуре.

Вы можете добавить "Петербургский дневник" в "Мои источники".

  • Текст
  • Марина Алексеева