Яндекс.Метрика
  • Анастасия Яланская, Вадим Добрынин

Мистические места Петербурга: ротонда на Гороховой

Едва ли создатели этого здания на углу Гороховой улицы и набережной Фонтанки представляли, сколько раз будет меняться обстановка в парадной. Ротонда была пристанищем молодых и свободных бунтарей. Сейчас она привлекает в основном туристов. Ходят слухи, что пожелания, написанные на ее стенах, сбываются

Едва ли создатели этого здания на углу Гороховой улицы и набережной Фонтанки представляли, сколько раз будет меняться обстановка в парадной. Ротонда была пристанищем молодых и свободных бунтарей. Сейчас она привлекает в основном туристов. Ходят слухи, что пожелания, написанные на ее стенах, сбываются.

Прибежище масонов и публичный дом

Мифы и легенды о ротонде во многом определены необычной внутренней архитектоникой: шесть колонн высотой почти в три этажа стоят по кругу под куполом в центре цилиндрического зала. Они образуют гексаграмму, которая, как и пентаграмма, издревле была сильным эзотерическим символом и завораживает многих и сегодня.

Создали ее во второй половине столетия (точная дата остается спорной) по заказу промышленника и одного из богатейших людей XVIII века Саввы Яковлева. Дом, который сегодня мы знаем как 57-й по Гороховой улице, построил архитектор Ферри де Пиньи. Тогда вместо жилой парадной Яковлев получил зал с колоннами, который использовал, скорее всего, как совещательный комплекс. Кроме того, есть сведения, что он состоял в масонской ложе, поэтому вполне мог проводить в зале или подвале обряды посвящения.

Кстати, из подвала можно было выйти через подземный ход во двор, но проход давно забетонировали, а в подвал гостям парадной сейчас просто нельзя.

Затем дом приобрел купец Евментьев, и в 1860-е годы, когда в зале уже была пристроена чугунная лестница, на верхних этажах появились жилые помещения.

Позже этот особняк выкупил для своих нужд известный танцмейстер К.М. Марцинкевич и организовал там Танцкласс Марцинкевича, более известный как «Марцинки». С тех пор в доме с ротондой беспрерывно сменяли друг друга различные «вертепы увеселения»: Танцкласс Марцинкевича, Общедоступный зал Александрова, Увеселительный зал Тумпакова и Концертный зал Варьете, просуществовавший вплоть до закрытия декретом 1918 года.

В начале XX века недалеко от Варьете, на Гороховой, 64, обосновался известный крестьянин-целитель Григорий Распутин. По городу сразу же поползли слухи о тайных визитах высокопоставленных особ в его дом, о сокровищах, спрятанных в подвале, а в дом с ротондой, как утверждали некоторые очевидцы, старец иногда заходил «просто поколдовать». Впрочем, существует и другая версия – сластолюбивый Распутин якобы захаживал туда в подпольный публичный дом.

Здесь варился русский рок

Статус и славу культового места дом с ротондой получил в конце советской эпохи. Первыми, кто обрел приют в парадной дома с ротондой, были неформалы 1970-х: начинающие питерские рок-музыканты, местные и заезжие хиппи, завсегдатаи «Сайгона» и другие представители Системы (понятие из сленга советских хиппи, означало единое поле традиций и связей, объединяющее творческих людей из разных городов).

Молодежь 1980-х открыла для себя новую эстетику этой парадной, сделав из нее площадку для поэтических вечеров и музыки. Музыкантов она привлекала в том числе особой акустикой, которую обеспечивал купол ротонды. Говорят, здесь когда-то выступали, а может, только репетировали, «Алиса», «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Пикник». Поначалу просто с акустическими гитарами, но впоследствии на платформе в пролете между двумя уходящими вверх лестницами ставили барабаны и весь необходимый для русского рока инструмент.

Статус сцены ротонда имела вплоть до суровых 1990-х. Здесь снимали эпизод фильма «Танго на Дворцовой площади», в нем запечатлена атмосфера ротонды-сцены.

Даже сегодня в ротонду приходят очевидцы тех подъездных концертов и рассказывают, как сидели на ступеньках и слушали музыку, которая своей актуальностью «отражала атмосферу безобразного» в стране.

Информация о «подъездниках» быстро распространялась, а в коммуналке на третьем этаже одно время даже был мини-рок-клуб. Жителям дома приходилось несладко от частого шума, поэтому милиционеры тоже часто заходили в зал с ротондой.

Мифы, хиппи, вандализм

Помещение получило свое иронически-патетическое название «Центр мироздания», под этим имелся в виду некий центр распространения важной информации «для своих». С тех пор важным элементом культурного пространства ротонды стали надписи на стенах и колоннах – они создавали неповторимое живое многоголосие Системы, нередко вступая в диалог друг с другом. С тех пор пошло поверье, что любое желание, оставленное на стенах ротонды, непременно сбудется.

Часто содержание надписей было связано с преданиями и байками, актуальными для ленинградской тусовки того времени. Например, часто упоминался некто Третий («А где же Третий?» – граффити 1987-1988 годов). Но понять, что это за персонаж, можно было, только зная легенду о двух связанных с ротондой самоубийцах, получивших посмертно имена Первый и Второй.

Надписи заполняли стены около 30 лет и однажды были в первый раз закрашены по решению жильцов дома. Но каждый месяц надписи появлялись снова и снова. Например, уже после ремонта появилась известная цитата из «Божественной комедии» Данте Алигьери «Забудь надежду всяк сюда входящий», которая не сходила со стен ротонды долгие годы.

Сейчас, после очередного ремонта, в парадной запрещается писать на стенах, но если посетителям все же захочется это сделать, то они могут оставить свой след на специальном стенде. Теперь о прежнем виде зала напоминают только фотографии в официальной группе ротонды в соцсети.

Музей-парадная и гиды-консьержи

Уже не первый год консьержами здесь трудятся молодые ребята, постоянно сопровождающие посетителей между первым и третьим этажами. Лифта нет, комнаты или даже будки для консьержа – тоже.

«С того момента, как здесь покрасили стены, мы тщательно следим, чтобы появившиеся надписи – увы, такое до сих пор бывает – как можно быстрее были закрашены, чтобы их вид не провоцировал посетителей продолжать писать на стенах. Вандализм сведен к минимуму», – рассказал нам гид-консьерж.

На стенах и колоннах свежая краска, всю проводку спрятали в стену от вандалов, которые ее постоянно обрывали, чтобы проникнуть в сакральную парадную. Теперь есть кнопка быстрого реагирования и антивандальные замки на электрическом щитке. Пожертвования за вход идут на оплату труда консьержей, печать брошюр о ротонде на русском и английском языках, а также на ремонт.

«Закрытие парадной стало неприятной необходимостью. Чего только не было: и драки случались, и забирались по водосточной трубе, и дверь в парадную ломали… Сейчас на двери нет ручки: железной ломают саму дверь, а пластмассовая слетает почти сразу. В самой парадной отсутствуют фрагменты перил: видимо, какие-то любители архитектуры взяли на память… За 10 лет, что я здесь живу, мне, как и остальным жильцам, все это сильно надоело. Так что теперь у нас есть дверь, которая не открывается просто так, и консьержи, которые в определенное время пускают людей на экскурсии, собирая пожертвования. То есть, с одной стороны, у людей есть возможность зайти и посмотреть, с другой – это происходит под контролем консьержей», – поделился житель дома.

Одна из самых необычных парадных Петербурга существует сейчас в качестве небольшого музея. Иногда сюда даже заходят адепты всяческих учений, действительно верящие в ее магию.

В легенды можно верить или нет, но дом 57 на Гороховой улице остается частью истории города и настоящим памятником архитектуры.


Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть