Алексей Сергиенко: «Арт-объекты в музей собирал двадцать лет»
Художник Алексей Сергиенко, известный портретами президента, открывает интерактивный Музей современного искусства. Там можно полежать в гробу, посидеть на скамейке желаний и намайнить биткоины.
Корреспондент «ПД» застал художника у входа в его музей, который располагается на Невском проспекте, 22, прямо у здания лютеранской Петропавловской церкви. Как рассказал Сергиенко, раньше это помещение было церковной библиотекой, а теперь станет вместилищем современного искусства. На площади 1 тысяча квадратных метров расположится более 40 арт-объектов, каждый из которых, по словам предпринимателя, сделает вас чуточку лучше: какой-то научит толерантности, какой-то поможет разобраться в собственных жизненных ценностях или избавиться от суеверий. Музей откроет свои двери для первых гостей уже на следующей неделе.
МЫСЛИ О СМЕРТИ И ПЕРФОРМАНСЫ
– Чем же так уникален ваш музей?
– Во-первых, у нас тут нет посетителей, а есть активные участники арт-процесса. С каждым объектом можно взаимодействовать. Во-вторых, обычно музеи рассказывают о том, что было, а наш музей будет рассказывать о том, что с вами будет. Я автор всех проектов. Арт-объекты я собирал на протяжении последних 20 лет.
– Зачем вам в музее гроб и венки?
– Этот проект называется «Приглашаю на свои похороны». Тут очень много смыслов, но основной: смерть – это естественный процесс жизни и об этом нужно думать и говорить.
– Можно ложиться в гроб?
– Можно. В какой-то момент я начал верить в разные приметы, а потом понял, что забиваю голову всякой ерундой, в которую и превращается жизнь. Чтобы избавиться от этого, нужно опробовать на себе самую плохую примету – полежать в гробу, хуже ее нет. Я купил себе обычный гроб за тысячу рублей, поставил и лег в него. Полежал минут 10, вышел, понял, что ничего со мной не произошло, и перестал верить в приметы.
– Интерактивное искусство становится популярным в мире?
– Когда я езжу на зарубежные выставки, чаще всего это выставки интерактивного искусства. В течение последних 5 лет обычных картин становится все меньше и меньше, остается только классика вроде Пикассо. Все больше художников переходят на работу с перформансами, видео-артами, хеппенингами. Люди теперь проходят мимо стендов с картинами, не замечая их. Однако, чтобы попасть на выставки интерактивного искусства в Гонконге или Базеле, нужно простоять в очереди не меньше часа, при том что билет в среднем стоит не менее 90 евро.
НИКОГДА НЕ ХОЖУ С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ
– Искусство приносит деньги?
– Я сделал под тысячу арт-объектов и на всех зарабатываю. Если ты не зарабатываешь на арт-объекте, то он никому и не нужен. Деньги – эквивалент необходимости. Если ты не можешь продать свои билеты, получить средства от спонсоров и рекламодателей, значит, ты никому не нужен. Это мой подход. Культура прибыльна, если делать то, что нужно людям. Все мои проекты приносят деньги, и я стараюсь не ходить с протянутой рукой и ничего не клянчить.
– Вы стали весьма известны благодаря таким картинам, как «Президент. Добрейшей души человек». Они хорошо продаются?
– У меня около 500 картин, а с Владимиром Владимировичем – 20. Первой картиной, которую я нарисовал, была «Плачущий Путин». Она вдохновлена выступлением президента после объявления итогов выборов в 2012 году. Потом появилась серия. Когда я начал этим заниматься, мне много людей говорили, что этого не надо делать. А получилось все очень хорошо.
– Что стало с картиной «Золотой Путин», которая была написана перед днем рождения президента в прошлом году?
– Она стоит у меня дома. Мне предлагали за нее 3 миллиона рублей, но я не стал продавать. Чувствую, она стоит дороже. Я как-то был в Гонконге, и там самое недорогое полотно продавалось за 40 тысяч евро. Когда наши художники говорят, что что-то продали за 20-50 тысяч рублей, это точно не искусство, а сувенирная продукция.
– Все определяет цена?
– Когда у художника покупают картину, он в любом случае очень рад. Сумма – эквивалент радости. Если купили за рубль, то и радости на рубль, а если купили за миллион, то и радости на миллион.
СТРАДАНИЯ И АЛКОГОЛЬ – НЕ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ
– Обычно художников представляют бедными, пьющими…
– Желательно еще и наркоманом нетрадиционной сексуальной ориентации, который покончил жизнь самоубийством. Но на самом деле это не так. Например, Пикассо жил до 92 лет, был активен, бодр и богат. И практически все были именно такими, кого мы помним. Например, у Леонардо да Винчи работали 835 человек. Это большой крупный бизнесмен той поры. Он был художником, который имел в своем распоряжении целую корпорацию искусств.
– В современной России можно быть таким?
– Я такой. Я преподаю йогу 25 лет. Проводил соревнования с девочками из Вагановского училища и оказалось, что я более гибок, чем они. Кроме того, я чемпион нашего города по хождению на руках и отжимаюсь 1100 раз
– И не употребляете алкоголь?
– Не употребляю алкоголь и не употребляю наркотики. Не ем мясо, соленую и маринованную пищу.
– Когда вы стали профессиональным художником?
– Если художник регулярно продает, то он профессионал, это отличает его от любителя. Когда я был в третьем классе, выливал из свинца черепушки и пистолетики. Сначала я лепил их из пластилина, лепил из них формочку, потом плавил свинец и заливал его туда. Потом продавал это в школе. С тех пор остался один пистолетик – остальное все купили, они стоили рубль или 50 копеек. Но у меня появились собственные деньги. Получается, что профессионалом я стал еще тогда.
– Вы раньше были владельцем небезызвестного клуба «Туннель». Говорят, вы стесняетесь этой части своей биографии?
– Я люблю эту тему. Если мы с вами его обсуждаем, то это был хороший клуб и он действительно оставил у людей впечатления и эмоции.
– Сейчас вы оставили клубы и занялись музеями и другими проектами, связанными в основном с искусством.
– Что-то приходит, а что-то уходит. В каждом возрасте свои интересы. Клубы стали прошлым. Тогда я этим занимался, это было модно и интересно, весело, мне было 30 лет. Потом перестал этим заниматься.
– Вам не кажется, что интересы от клубов к музеям сместились не только у вас?
– За последние 2 года на 42% выросло количество посетителей музеев в мире. Это говорит о том, что музеи стали меняться, они стали более интересными, стали себя рекламировать, стали более доступными.
– А в Петербурге?
– В Петербурге сложно сказать: статистические данные по посетителям есть, но нужно учитывать, что турпоток в город в целом вырос. Однако на выставки интерактивного искусства за границей в очередях нужно стоять часами.
Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».