Яндекс.Метрика
  • Святослав Афонькин

«Вонь» в законе

Живущие у свалок и мусорных полигонов петербуржцы часто жалуются на скверный запах воздуха друг другу и городским депутатам. Однако никто ничего с этим поделать не может: оказывается, что в региональном и федеральном законодательстве понятие плохого запаха полностью отсутствует и, следовательно, лежит вне правового поля и никак не регламентируется. Получается, по документам душка нет, а на самом деле он есть.

Живущие у свалок и мусорных полигонов петербуржцы часто жалуются на скверный запах воздуха друг другу и городским депутатам. Однако никто ничего с этим поделать не может: оказывается, что в региональном и федеральном законодательстве понятие плохого запаха полностью отсутствует и, следовательно, лежит вне правового поля и никак не регламентируется. Получается, по документам душка нет, а на самом деле он есть.

Как объяснила начальник НИИ «Атмосфера» Ольга Снопковская, все дело в сложной химической природе неприятных ароматов. Контролирующие органы добросовестно проверяют наличие предельно допустимых концентраций (ПДК) разных веществ, которые почти всегда находятся в пределах нормы, однако такой воздух все равно может пахнуть неприятно. По словам Снопковской, причина в том, что чувствительные для человека ароматы – это следствие смешения и взаимодействия нескольких химических веществ. Порой даже очень небольших количеств отдельных соединений хватает для создания весьма крепкого и ощутимого для человека аромата, который может вызывать у горожан неприязнь и недовольство.

В то же время в странах Европы такие нормативы есть. Там осуществляется контроль за запахом в целом. Он измеряется в специальных единицах запаха на один кубический метр. Если этот показатель находится на уровне 2-3 единиц, то основная масса населения не жалуется. В НИИ «Атмосфера» предлагают установить в Петербурге норму в 5 единиц запаха на кубический метр. При таком содержании ароматических веществ их не чувствуют 90% населения, пояснила Снопковская.

Проводить измерения можно при помощи импортной аппаратуры. По оценкам директора НИИ, для этого достаточно иметь один стационарный и один портативный комплекс. Первый стоит около 2 миллионов рублей, а второй можно приобрести за 900 тысяч рублей.

Законодательный барьер

На заседании профильной комиссии ЗакСа по экологической защите населения во вторник, 15 апреля, депутат от «Справедливой России» Надежда Тихонова пожаловалась, что, несмотря на все усилия парламентариев в этом направлении, законодательно оформить новый норматив и обеспечить его выполнение не удается. Оказалось, что региональный парламент не обладает достаточными для этого полномочиями.

«Во многих районах города в администрации поступает большое количество жалоб по поводу запаха от полигонов. В том числе по поводу полигона "Новоселки", который сейчас закрыт, но запах источает. Надо признать, что гораздо меньше, чем 3-4 месяца назад. Рекультивация идет на пользу. Но процесс этот только начат. Вопрос в том, что запах нужно каким-то образом нормировать с целью объективной оценки атмосферного воздуха. В том числе надо каким-то образом успокаивать людей, живущих вблизи полигонов, которые будут создаваться дальше. Людям нужно объяснять ситуацию – что запах не вреден и его количество не превышает какого-то норматива», – сказала Тихонова.

Она также добавила, что комиссия уже вносила проект закона на рассмотрение юридическому управлению, но документ получил отрицательный отзыв у этого органа.

Инициативу Тихоновой поддержали начальник сектора экологического мониторинга Комитета по природопользованию Дмитрий Аземов и представитель петербургского Роспотребнадзора Виктория Макарова. Но они также отметили, что ввести новый норматив и обеспечить контроль за его соблюдением просто так, к сожалению, нельзя.

«Органы исполнительной власти не уполномочены устанавливать нормативы по запаху. Такими полномочиями наделена федеральная служба Роспотребнадзора. В Москве занимаются этим вопросом и прорабатывают его, но до отсутствия такого гигиенического норматива мы его сами установить не сможем. Второй вопрос, если законом Санкт-Петербурга будут установлены экологический норматив запаха и его определенная величина. В этом случае, чтобы Комитет по природопользованию мог проводить какие-то работы по мониторингу норматива, ему нужно прописать соответствующие полномочия. Но сейчас они утверждены постановлением правительства Петербурга», – отметил Дмитрий Аземов и добавил, что сейчас ни в одном документе нет ни слова про запахи.

Иными словами, чтобы комитет смог следить за разбушевавшимися ароматами, нужно не только протащить изменения в городское законодательство, но и изменить постановление правительства, которое регламентирует работу смольнинских экологов. Кроме того, по словам Аземова, чтобы контролировать этот показатель, чиновникам потребуется дополнительное финансирование на приобретение соответствующей аппаратуры либо оплату услуг специальной лаборатории.

По итогу заседания комиссия решила, что наиболее простым путем станет обращение в федеральный Роспотребнадзор с просьбой ввести ограничения по запаху на всероссийском уровне. Также орган постановил изучить возможность изменить петербургский закон о мониторинге воздуха и ввести новый объект мониторинга – «уровень запаха». В комиссии также ждут ответа из юридического управления Смольного по этому вопросу, чтобы продолжить работу в этом направлении.


Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть