Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Омнибус, конка, паровичок. История самого известного петербургского общественного транспорта

О том, когда появился первый трамвай и какую роль он играет в культурном пространстве города, рассказал ведущий архитектор Эрмитажа градозащитник Виктор Туралин.

В Петербурге 26 мая пройдет IV парад ретро-транспорта. На нем можно будет увидеть один из старейших видов транспорта в нашем городе – трамвай. О том, когда появился первый трамвай и какую роль он играет в культурном пространстве города, рассказал ведущий архитектор Эрмитажа градозащитник Виктор Туралин в лектории "Санкт-Петербургских ведомостей".

ОТ ОМНИБУСА ДО ПАРОВИЧКА

Все началось в далеком 1832 году с простой кареты и лошадей. Многоместную повозку на конной тяге тогда называли омнибусом. Интересно, что у этого транспортного средства было свое прозвище. Конечно, во второй половине XIX века никаких рельсов не было. Омнибусы перевозили пассажиров по улицам Петербурга, выложенным булыжником.

Ехать по неровному камню не совсем удобно. Поэтому пассажиры во время поездки буквально подпрыгивали, падая в объятия друг друга. Так омнибусы стали называть «Обнимусь».

Вскоре на смену омнибусам пришла конка, или трамвай на конной тяге. Конки превосходили омнибус в скорости. Если омнибус ездил со скоростью 4 километра в час, то конка разгонялась до 7-8 километров в час.

Кроме того, новый транспорт был двухэтажным. Второй этаж был без крыши. Его называли «Империал». Эти вагоны производили в стенах Путиловского завода (ныне Кировский завод). Кстати, женщин вплоть до 1903 года по этическим соображениям на верхний этаж не пускали. Считалось, что при подъеме у женщин будут обнажаться нижние части тела.

В 1880-х годах получает развитие очень необычный вид транспорта – паровой трамвай. В быту его называли паровичком. До 1914 года он ходил по Второму Муринскому проспекту. Небольшой по размеру паровозик тянул за собой три-четыре вагона.

«Так как это паровичок, то в первом вагоне находился вертикальный паровой котел. Из него шел дым, – рассказывает Виктор Туралин. – Там тоже было два этажа. На верхнем сидели пассажиры и, получается, что весь дым был направлен в их сторону. Пассажиры за это прозвали паровичок дымопыркой».

ИГРУШЕЧНЫЙ ЭЛЕКТРОВОЗ

Существует мнение, что первый электрический трамвай изобрел русский инженер Федор Пироцкий. Однако история знает еще одно имя – Эрнест Сименс. Суть эксперимента, который провел Сименс, полностью повторяла идею Пироцкого. Правда, наш изобретатель создал почти игрушечный электровоз, который тянул за собой еще три вагона.

«Пироцкому, очевидно, хотелось решить задачу, как передать ток на расстоянии. Конечно, никаких проводов тогда еще изобретено не было, – поясняет архитектор. – Но были железнодорожные линии – рельсы. Тогда у инженера появилась мысль попробовать передать ток по ним. Пироцкий проводит эксперименты в Волковом поле (ныне район реки Волковки) и на линиях заброшенной железной дороги в Сестрорецке. На один из рельсов он подает напряжение, второй рельс работает как обратный проводник. Через колеса ток должен поступать к электродвигателю и тем самым происходит вращение этих же колес».

Первый электрический трамвай на территории Российской империи запустили в Киеве в 1892 году. А в Петербурге трамвайное движение было открыто 29 сентября (16-го по старому стилю) 1907 года.

«МЕТР С КЕПКОЙ»

Трамваем пользовались практически все жители города. Как и сейчас, транспорт был платным. Например, есть одна байка о происхождении выражения «Метр с кепкой». На стене вагонов была расчерчена шкала роста. Если человек был выше 1 метра, то он должен был платить за проезд.

Когда мы были маленькими, многим из нас хотелось почувствовать себя взрослыми. Вспомните, наверняка вы говорили маме о том, что хотели бы сами лично в руки отдать денежку кондуктору или купить мороженое.

«В трамвае дети очень часто хулиганили, складывая кепку так, что визуально она казалась больше, – рассказывает Виктор Туралин. – Тогда ребята надевали ее на себя, заходили в вагон, подходили к шкале роста и говорили кондуктору: "Видите, я выше метра. Поэтому возьмите с меня деньги за проезд". Кондукторы, конечно, знали о такой потехе и отвечали так: "Это ты метр с кепкой, а без кепки – меньше". Так и появилось это выражение».

КСТАТИ

О ленинградском и петербургском трамвае писали картины, поэты посвящали ему стихи. Во многих произведениях русской классики трамвай фигурирует как символ перемен, революции, смены уклада жизни. О нем писал Николай Гумилев в известном стихотворении «Заблудившийся трамвай», Иосиф Бродский в произведении «Еврейское кладбище».

Анна Ахматова вспоминала о паровике в 1961 году, когда писала стихотворение «Петербург в 1913 году»:

«За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.
Паровик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой».

Закрыть