Яндекс.Метрика
  • Анастасия Яланская

Балабановский Петербург: к юбилею со дня смерти культового режиссера

Вспоминаем создателя «Брата» и «Жмурок» маршрутом по местам съемок его фильмов.

В 1990 году свердловчанин, в будущем один из самых необычных и талантливых российских режиссеров Алексей Балабанов приезжает в Петербург, чтобы остаться в этом городе навсегда. До этого режиссер объездил практически всю страну: Дальний Восток, Сибирь, Курилы, Камчатку, Сахалин. Но в результате бросил якорь именно в городе на Неве. 

Известный кинорежиссер и продюсер Сергей Сельянов вспоминал, что Балабанов, когда приехал в Петербург, объездил на велосипеде весь Васильевский остров и точно понял, что «вот здесь его место, его город, что он не хочет ни в какую Москву, а хочет быть здесь». Васильевский остров впоследствии станет как любимым местом съемок режиссера, так и местом, где он будет жить до своего раннего ухода из жизни (Алексей Балабанов умер 18 мая 2013 года в возрасте 54 лет). 

Атмосфера нашего города передана в очень многих фильмах Балабанова. В каждой киноленте мы наблюдаем особенный, балабановский Петербург: романтичный и нежный в «Мне не больно»; мрачновато-модерновый, даже буржуазно-царственный в «Про уродов и людей»; одинокий и пустынный, тленный, как и его герой, идущий в никуда, в «Счастливых днях»; дождливый, промозглый, рок-н-ролльный и родной в «Брате».

«ПД» решил найти и запечатлеть различные места съемок фильмов Балабанова по Петербургу, сравнить их с кадрами из фильмов и заодно посмотреть, как с течением лет менялась Северная столица.

«Мне не больно», 2006. 

Фильм «Мне не больно» – первая мелодрама Балабанова. Три товарища – десантник Олег (Дмитрий Дюжев), дизайнер Миша (Александр Яценко) и архитектор Аля (Инга Оболдина) создали ремонтную команду и ищут клиентов. Первая же – Натэлла, она же Тата, заводит с дизайнером Мишей роман, но квартира не ее – она принадлежит благодетелю Натэллы Сергею Сергеевичу (Никита Михалков). 

Тата смертельно больна, Сергей Сергеевич оплачивает ее лечение с условием, что она не будет пить, гулять и приводить мужчин. Он ничего не требует от нее взамен, но сохраняя ей – физически – жизнь, герой Михалкова жизнь у нее как будто бы забирает.

Несмотря на смерть в подтексте, «Мне не больно» – самый нежный и самый радостный фильм Балабанова. И нигде у Балабанова больше нет такого солнечного и даже романтичного Петербурга.

«Какой-то особой задачи изобразить город не ставилось. Это все-таки история людей, отношений. Но на фоне города», – говорил в одном из интервью Сергей Астахов, оператор картины.

Описание кадров и места съемок:

Главный герой фильма «Мне не больно» Миша приходит к Натэлле за авансом к сделанным эскизам по дизайну интерьера, но та говорит, что у нее нет денег, и предлагает оплату ужином «в хорошем месте».

Этот помпезный ужин, где Тата, никого не стесняясь, складывает еду со стола в пакет, проходит в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, что в Соляном переулке, 13-15. Попасть туда можно по билету в музей прикладного искусства при академии.

По сюжету, на площади Труда якобы находится станция метро. Миша спускается в подземный переход, собираясь отправиться к Тате. Он в очередной раз пытается встретиться с ней. 

На самом деле станции метро там нет. Атрибуты метрополитена, среди которых буква «М» и табличка с указанием станции над переходом, были установлены специально для съемок фильма.

Тата не могла заплатить Мише за проделанную работу, зато порекомендовала его услуги своим богатым знакомым. Одному из клиентов понравились эскизы Миши, и он заплатил ребятам хороший аванс. Получив деньги, они решают поехать в бутик и подобрать Але новую одежду, чтобы она выглядела презентабельно перед заказчиками. До той поры Миша и Олег считали, что она одета «хуже бомжа на вокзале».

Галерея бутиков, в которой они совершают покупки, – Grand Palace. Войти в нее можно со стороны Невского проспекта, 44, либо со входа с Итальянской улицы, 15.

После того, как Миша добился встречи с Татой, они прогуливаются по улицам Петербурга. Тата рассказывает ему некоторые факты о себе и они пытаются разобраться в своих отношениях.

Затем она предлагает Мише купить еще спиртного и они заходят в магазин продуктов на Моховой улице, 28. В настоящее время, судя по всему, это помещение уже давно не используется.

В конце прогулки Миша провожает Тату до дома. К ее подъезду они проходят сквозь проезд во двор на набережной реки Фонтанки, 18. По этому адресу располагается дом Пашковых – особняк Левашова 1836 года постройки. Летом 1921 года в нем жила поэтесса Анна Ахматова.

Сейчас на Фонтанке, 18, находится Городской врачебно-физкультурный диспансер.

Олег – бывший десантник, и в День ВДВ он приглашает друзей составить ему компанию. Они отправляются на Василеостровский рынок (бывший Андреевский), где Олег встречает своих боевых товарищей.

Там же проходят показательные выступления десантников и праздничный концерт.

«Счастливые дни», 1991. 

Пустой, словно киношники приехали на натуру для «Счастливых дней» в покинутый населением мегаполис, Петербург – и в синхронных начала 1990-х откликах, и в позднейших – воспринимался наблюдателями еще и как символ эпохи. Провалы окон облупившихся старинных домов, провалы дверей трамваев без пассажиров, грохочущих неизвестно куда по совершенно безлюдным улицам, – город будто олицетворяет собой большой разлад, случившийся с Россией, предвещает лихие ее времена. 

Отказываясь быть признанным, Петербург не желает признавать и одинокого заносчивого безумца, роль которого в «Счастливых днях» исполнил Виктор Сухоруков. В фильме его называют по-разному: одни – Сергеем Сергеевичем, другие – Петром, а хрупкая белокурая девушка Анна (Анжелика Неволина), подсевшая к нему однажды на заснеженном кладбище, именует его Борей. В сценарии к фильму анонимного героя Виктора Сухорукова чаще обозначают просто как ОН. В этом городе ОН сталкивается с отчуждением, невозможностью контакта, бесприютностью, разорванностью человеческих связей. Дружба – так с калекой или животным, любовь – так с проституткой. 

Снимая кино в Петербурге исхода 1980-х, Балабанов делает ударение на исход.

Описание кадров и места съемок:

В первые 8 минут фильма героя гонят четырежды. Выписывают из больницы, где он не прочь остаться («Я мог приносить пользу». – «Если бы вам поверили, что вы способны приносить пользу, вас бы непременно оставили»), шугают из больничной подсобки, дважды без комментариев не пускают в квартиры, где он пытается снять «комнату для одинокого мужчины». Не успевает обрести случайное жилье и имя, как с позором лишается того и другого.

В поисках пристанища он направляется на кладбище, где пристраивается на одной из скамеек, находящейся почему-то прямо на поверхности склепа. Там ОН встречает Анну, главную героиню. Она подсаживается к нему и напевает слова песни американского композитора и автора текстов Гарри Уоррена: Too many tears, each night I go to bed, i lie awake and shed too many tears… Действие разворачивается на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, куда главный герой, несмотря на различные жизненные перипетии, будет возвращаться снова и снова.

Интересна довольно-таки мрачная история этого места: после революции, когда в стране резко обострилась криминогенная обстановка, Никольское кладбище привлекало к себе многочисленных грабителей, разрывавших могилы и взламывавших склепы в поисках драгоценностей. В целом же его территория сделалась пристанищем для беспризорных и беглых преступников, селившихся между могилами и терроризировавших случайных прохожих. В лихие 1990-е многие «новые русские» и авторитеты теневого бизнеса оказывались вечными постояльцами этого кладбища после традиционных в те годы кровавых разборок.

ОН сидит на ящике возле небольшой кладбищенской церквушки, когда к нему подходит слепой с осликом-поводырем. Слепой остановился и робко крикнул: «Петр!» – «Я здесь», – сказал ОН. Так произошло их знакомство.

Слепой предлагает ЕМУ дружбу и в следующей сцене они оказываются в Митавском переулке (табличку с названием улицы можно увидеть в одном из кадров). Стоит заметить, во дворе за прошедшие годы явно произошли некоторые изменения.

Через некоторое время ОН решает покинуть слепого, прихватив с собой его ослика-поводыря. Верхом на ослике ОН едет по мосту Ломоносова.

После долгих скитаний с осликом на поводке он возвращается на кладбище, где встречает Анну. Она приглашает его к себе домой. Обрадовавшись этой новости, ОН пошел с ней. Парадная, через которую они проходят, находится в доме в Кузнечном переулке, 6. Это особняк В.С. Каншина 1869 года постройки.

Сейчас в этом здании можно найти обильное количество творческих кружков – от студии фотографии до школы музыки и джаза. Также в нем расположился ресторан сыроедческой кухни.

Анна заявляет ЕМУ, что беременна и у них родится сын. После этого она уходит. Через пару минут ОН улавливает странные стоны, доносящиеся из соседней комнаты. Он подошел к стене, чтобы прислушаться. Вдруг сцена резко обрывается: герой в мгновение, то ли во сне, то ли наяву, переносится из комнаты во двор дачи М.Э. Клейнмихеля, что на набережной реки Крестовки, 12. Фасад дома, как и колонны Второй сцены БДТ (Каменноостровского театра), здание которой стоит напротив, узнаются в быстро промелькнувшем кадре. ОН стремительно приближается к окну дома и рассматривает семью, сидящую за ужином. Оттуда звучит музыка: это ария Голландца из 1-го действия оперы Рихарда Вагнера «Летучий Голландец». 

В данный момент, к сожалению, особняк на набережной Крестовки, 12, находится за непроходимым ограждением.

Как каменный, ОН сидит на стуле в центре гостиной, вцепившись пальцами в сиденье. За стеной, судя по диким крикам Анны, проходят ее роды. Спустя минуту не менее дико и еще более надрывно закричит новорожденный ребенок. Дверь открылась и в комнату, где сидит ОН, входит пожилая женщина. «Что тебе тут еще надо? – грозно спрашивает она. – Уходи отсюда». ОН встает и выходит. Под непрекращающийся надрывный крик ОН спускается по лестнице в парадной доходного дома А.В. Дехтеринского 1881 года постройки.

Адрес – Загородный проспект, 26.

Человеку «Счастливых дней» отказано всеми и везде и идти ему больше некуда. Когда ОН бесцельно бредет посередине дороги в Дмитровском переулке, мимо него проезжает трамвай. В нем ОН увидел хозяйку квартиры, у которой некогда пытался арендовать комнату. 

Следует обратить внимание, что в фильме Дмитровский переулок, соединяющий Стремянную и Колокольную улицы, появляется не один раз. Сейчас видно, что фасады домов стали более ухоженными, а с дороги убрали трамвайные рельсы.

В интервью журналу «Сеанс» от 14 августа 2011 года Сергей Астахов, кинооператор картины, говорил о балабановском Петербурге в «Счастливых днях»: «У творчества Беккета, как и у этого фильма Балабанова, нет географии. Потому и Петербург здесь – не Петербург, а пространство абсурдистской пьесы. Это кладбище, колокольня, переулок, женщина, человек, который плюется с балкона на других: это вымышленный, придуманный город. И таким Петербург может быть».

«Про уродов и людей», 1998. 

После выхода на широкие экраны фильма «Брат» Балабанов поражает публику своим философским гротеском «Про уродов и людей». 

Сюжет фильма и впрямь диковинный. 

В «Уродах» загадочный Иоган (Сергей Маковецкий) при помощи своего ассистента Виктора Ивановича (Сухоруков) продюсирует порнофотосессии с плетками, съемки совершает молодой фотограф Путилов (Вадим Прохоров). Вся компания вторгается в жизнь двух семейств: доктора Стасова, который живет со слепой женой (Анжелика Неволина) и усыновленными сиамскими близнецами, и инженера Радлова, вдовца с юной дочерью Лизой (Динара Друкарова). 

«Про уродов и людей» начинается как черно-белый немой фильм, который прокручивается в слегка ускоренном темпе: Иоган проходит пограничный контроль и выходит в город. В том же черно-белом прологе доктор Стасов усыновляет сиамских близнецов, а инженер Радлов, тогда еще не вдовец, фотографирует дочь Лизу. «Проходят годы», в основной части после пролога появляется звук, и ч/б сменяется коричневатой сепией; под окнами Радловых прибывает поезд. 

Четвертый фильм Балабанова назовут «стилизацией под декаданс, неотличимой от декаданса», «петербургской версией русского декаданса», «свалкой отходов символизма» и «самым стилистически безукоризненным фильмом последних лет».

Описание кадров и места съемок:

В первой сцене фильма появляется титр: «Иоган проходит иммиграционный контроль и выходит в город». Безлюдный Петербург кинематографисты снимали по ночам. «Это белые ночи были, единственный способ осилить пустой город», – вспоминал оператор Сергей Астахов. 

Иоган идет вдоль стены Петропавловской крепости, оттуда переносится на Университетскую набережную. Сзади него виден фасад здания Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской Академии художеств (Университетская набережная, 17). Когда Иоган спускается к воде и видит, как по реке движется лед, то конечной точкой его прохода становится бронзовый грифон. 

Последняя сцена фильма тоже произойдет на этой набережной: Иоган точно так же спустится к воде, ступит на льдину, и она понесет его в сторону моста.

Следующий титр: «Доктор Стасов усыновляет сиамских близнецов». Стасов идет по коридору НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта и заходит в палату, где только что родились близнецы, которых назовут Коля и Толя.

Лиза идет по пустынной улице, беззаботно помахивая портфелем, когда от стены темной арки проходного двора отделяется Виктор Иванович. «Лиза!» – кричит он. Она резко оборачивается, потом глядит по сторонам и быстро подходит. Виктор Иванович улыбается и, глядя на нее, вынимает из кармана несколько открыток.

Они стоят у дома на набережной реки Фонтанки, 64. Это доходный дом Г.Г. Елисеева 1889 года постройки.

По Мало-Калинкину мосту (место соединения реки Фонтанки и канала Грибоедова) доктор Стасов прогуливается с близнецами, оживленно что-то рассказывая им. В это же время под мостом проплывает Иоган с огромным букетом лилий. Он едет делать предложение Лизе.

Позже по этому же мосту обеспокоенный Стасов побежит искать братьев. И, ворвавшись в квартиру Радлова, погибнет от выстрела.

Последний капитальный ремонт Мало-Калинкина моста прошел в 2007 году. 

Виктор Иванович втайне от Иогана открыл свое дело. Под спокойные размеренные звуки флейты из балета «Ромео и Джульетта» композитора Сергея Прокофьева он спускается по лестницам, ведущим в подвальные помещения. Лестницы ведут в его фотоателье – логово зла и разврата. Одна из лестниц находится в ранее упомянутой Академии художеств.

Коля и Толя в пальто и шляпах с небольшими клетчатыми чемоданами стоят на ступеньках набережной, ведущих к воде (спуск у Благовещенского моста напротив дома на набережной Лейтенанта Шмидта, 2). Толя нетерпеливо вертит головой, то и дело поглядывая на большую лодку с пассажирами. Напротив стоит Лиза в черной накидке с таким же клетчатым чемоданом, но побольше, и тоже смотрит на лодку. «Поедем», – безнадежно попросил Коля и поднял на нее молящие глаза. Лиза покачала головой и сказала: «Я на запад».

Благовещенский мост был любимым мостом Балабанова. В одном из интервью он говорил, что ему нравится вид с моста на Исаакиевский собор. И в «Про уродов и людей», и в «Брате» Благовещенский мост можно увидеть неоднократно.

«Я тоже хочу», 2012. 

В последнем фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу» герои – Музыкант (Олег Гаркуша), Бандит (Александр Мосин), Проститутка (Алиса Шитикова), Матвей (Юрий Матвеев) и его отец (Виктор Горбунов) ищут Колокольню Счастья. Она, по слухам, находится где-то между Петербургом и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией. Ее мечтает достичь каждый из героев, включая Кинорежиссера, которого в фильме сыграл сам Балабанов. 

Удается не всем. Ровно так же не всех забирает в этом фильме колокольня, оставляя страждущих счастья – счастливой смерти (или жизни после смерти) умирать на снежной земле. 

Жанр или стиль этого фильма Балабанов называет «фантастическим реализмом». Действительно, и Петербург здесь максимально реалистичен – он воспринимается так же, как в нашей повседневной жизни. Многие сцены в «Я тоже хочу» сняты просто в документальных условиях: проходы музыкантов, подходы к церкви, проезды на машине. Герои ездят по реальным улицам, видят реальных людей в кадре, которые, по словам оператора Александра Симонова, никак не были «организованы».

Описание кадров и места съемок:

Место съемки самого первого эпизода фильма «Я тоже хочу». Под лай собак и карканье ворон один из главных героев – Бандит расстреливает из пистолета четырех «дружков». Попасть на это место сегодня можно беспрепятственно: на 25-й линии В.О., 6, во дворе промзоны в кирпичном здании располагаются съемные конторы и офисы.

В следующей сцене Музыкант сидит в баре – пьет пиво и смотрит телевизор. В программе, которая по фильму называется «Удивительные люди», телеведущая представляет зрителям «уникального мальчика» по имени Петр (роль мальчика исполнил сын Алексея Балабанова Петр Балабанов). Сцену снимали в Академическом саду на территории Академии художеств.

А вот и бар, в котором сидит Музыкант. Это паб «Шеннон» (5-я линия В.О., 54).

Музыкант выходит из бара и идет по набережной реки Смоленки (примерно от дома 17 до дома 21) под песню «Весна», музыку к которой написал лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров. В фильмах Балабанова герои часто гуляют вдоль воды по набережным или передвигаются непосредственно по воде на лодках. 

За прошедшие 6 лет набережная стала выглядеть более запущенной и на берегу появилось больше гаражей.

Пройдя набережную реки Смоленки, Музыкант присел на ступеньке около гранитной скамьи с бронзовым грифоном. Скамья с грифоном находится в уже известном нам месте – возле спуска к воде напротив Академии художеств.

Передохнув на Университетской набережной, Музыкант отправился «за пихтовым маслом» в старейшую аптеку Санкт-Петербурга – аптеку доктора Пеля (дата основания – 1760 год), что на 7-й линии В.О., 16-18.

Следующей точкой маршрута героя стала церковь Трех Святителей. В ней он ставит свечку и произносит первые слова так называемой молитвы о душевном покое. Адрес, по которому расположена церковь, – 6-я линия В.О., 11.

Очистив душу в церкви, Музыкант направляется в баню «Имбирь» на 5-й линии В.О., 42. Там он встречает Бандита, который рассказывает ему, как ночью четырех негодяев завалил, потом в церковь сходил, исповедался, причастился, а теперь в бане сидит. Тогда же он рассказал Музыканту о загадочной Колокольне Счастья. 

Алексей Балабанов был завсегдатаем этой бани, поэтому неудивительно, что он запечатлел ее в двух своих картинах. «Леша в своем кино в основном снимал только те места, которые сам посещал и любил», – сказал приятель Балабанова банщик Сергей, заставший в «Имбире» съемки «Брата» и «Я тоже хочу».

Перед тем, как ехать к Колокольне Счастья, Бандит просит Музыканта помочь ему выручить друга Матвея, которого «насильно» лечат в больнице от алкоголизма. Чтобы пробраться в палату, Бандит показывает охранникам и врачам липовую «корочку» майора и выкрадывает оттуда Матвея. 

Это эпичное действо разворачивается во дворе детской инфекционной больницы №3 на Большом проспекте Васильевского острова, 77.


Затем их машина проезжает мимо дома на Кожевенной линии, 30. В этом здании 1811 года постройки в середине XIX века находился винный склад Казенной палаты. За прошедшие 6 лет после выхода фильма фасад этого дома был отреставрирован.

«Брат», 1997. 

Не было, пожалуй, в отечественном кино 1990-х другого фильма, который вызвал бы такой всплеск массового зрительского энтузиазма и столь энергичное отторжение у большей части киносообщества. Причиной тому – центральный персонаж, который в эту пору будет возведен в ранг Героя. 

Данила Багров – парень из провинции, с Чечней в качестве университетов за плечами и с «пушкой» в руке, бьющей без промаха, – оказывается в исполнении Сергея Бодрова – младшего неотразим, и потому пугающе притягателен. Он не ведает сомнений и страха, четко делит мир на «наших» и «не наших», а с помощью оружия всем воздает «по справедливости». С первыми герой беспощаден, со вторыми по рыцарски милосерден. Но чего у него не отнять, так это любви к отечественному року. Его фавориты – Вячеслав Бутусов из группы «Наутилус Помпилиус» и Настя Полева из группы «Настя». Однажды Данила даже попадет к ним на квартирник. 

Настя Полева о фильме «Брат»: «Когда я посмотрела "Брата" на премьере, то сразу поняла, что на фильм будет очень неоднозначная и бурная реакция, а Балабанова обвинят во всех смертных грехах. Мне кажется, 70% успеха этого кино связано с Бодровым, он был чрезвычайно харизматичной личностью. Данилу Багрова прозвали героем нашего времени, но какой он – положительный или отрицательный, так никто и не понял». 

Брата сыграл Виктор Сухоруков. 6 лет назад, как мы помним, в полнометражном дебюте Алексея Балабанова «Счастливые дни» Сухоруков тоже являлся на невские берега. Но тогда это был замордованный провинциал, тащивший в мятом портфельчике опыт абсурдистского театра 50-х. С годами герой заматерел, назвался Татарином и стал наемным убийцей. Петербург не изменился. Хотя из черно-белого он превратился в цветной, а в его переживших евроремонт коммуналках живут новые хозяева, небо над ним по-прежнему низкое, трамваи дребезжат на стрелках, а люди все так же нелепы, бесприютны и загадочны.

Описание кадров и места съемок:

Виктор (бандитская кличка – Татарин) – старший брат главного героя Данилы садится в машину, пока из окна за ним наблюдает криминальный авторитет Круглый, давая двоим бандитам задание покончить с ним, потому что Татарин стал требовать слишком много денег. В кадре – улица Рентгена и доходный дом Г. Эйлерса постройки 1913 года.

Начало основной сюжетной линии фильма – прибытие Данилы в Питер на поезде. Приезжает он на Витебский вокзал.

В рок-магазине Данила скупает пластинки группы «Наутилус Помпилиус». Здесь же он знакомится с девчонкой-тусовщицей Кэт, которая в нужный момент помогла ему объяснить иностранцам дорогу. Магазин находится на Кирочной улице, 8, возле лютеранской церкви Святой Анны. Магазин, кстати, сохранился и до сих пор называется «Рок-Остров», только теперь по-английски. Директор этого магазина в то время был лично знаком с Балабановым, поэтому предложил проводить съемки в его помещении.

Немец – бездомный, живет на Смоленском лютеранском кладбище, где похоронены его предки. После знакомства Немец ведет Данилу к себе «в гости». Они идут по аллее кладбища в тот момент, когда Данила узнает, что этот человек – немец по национальности.


Живописная в своей мрачности беседка, располагающаяся на Смоленском лютеранском кладбище, появляется в кадре не единожды. Первый раз в нее приводит Данилу Немец, говоря, что это его Родина. Второй раз уже Данила приводит сюда режиссера Степу, с которым перед тем закапывает четверых злодеев. «Ты их там похорони по-человечески», – просит Немца Данила. В фильме они жгут в склепе костер, греются и ночуют. В реальности, по словам жителей Васильевского острова, происходит примерно то же самое: распивающие спиртное маргинальные элементы тут не редкость. Внутри беседки находится могильная плита генерал-майора Александра Бокмана (надпись выполнена по-немецки), жившего в 1807-1883 годах. 

Спустя 21 год беседка явно пришла в запустение: на крыше образовались дыры, металл еще больше заржавел, стал обваливаться и разрушаться.

Данила видит, как двое безбилетных южан издеваются над кондуктором в трамвае. Данила достает пистолет и говорит: «Заплати штраф». – «Не убивай, брат, – молят кавказцы. – Все возьми, деньги возьми!» Что Данила ответил на это южанам – известно. Трамвай едет по Среднему проспекту, дома 50 – 67.

После этого Данила наконец находит своего старшего брата, который снабжает его деньгами «на первое время». Данила закупается одеждой в торговой галерее на Новосмоленской набережной, 1 (рядом со станцией метро «Приморская») и отправляется на поиски жилья.

Данила звонит по таксофону, прочитав объявление о жилье. Дело происходит рядом с метро «Горьковская», на заднем плане виден памятник Максиму Горькому. В настоящее время телефонной будки на том месте уже нет.

Затем он блуждает по дворам и подворотням, любуясь крышами. В кадре – двор дома Торгово-промышленного товарищества, в котором сейчас находится детская библиотека. Адрес – улица Марата, 72.

В анфиладе этого массивного сооружения с квадратными колоннами звучит песня группы «Наутилус Помпилиус» «Нежный вампир» – под нее Данила Багров чудом (жертвуя любимым CD-плейером) спасается от пули киллера. Перестрелка происходит рядом с гостиницей «Прибалтийская» на Морской набережной, 15. В настоящее время в доме на Морской набережной располагаются с десяток ресторанов и кафе, гастрономы, а также детская организация «Форпост культуры».

Главный герой начинает входить в криминальный мир криминальной столицы. Виктор, почуяв, что неугоден своим же бандитам, поручает младшему брату вместо него совершить заказное убийство главаря чеченской мафии, заправляющего рынком. Предварительно он красноречиво убеждает Данилу в том, что тот совершит благое дело. 

Происходит этот эпизод в машине. А едут они по улице Академика Павлова, что на Аптекарском острове. На окнах дома, мимо которого в фильме проезжают герои, теперь установлены стеклопакеты.

Данила готовится к выполнению заказа. Он продумывает, как будет уходить от погони, если бандиты, подстерегающие Виктора, побегут за ним, и находит довольно удобный для этого двор. Это проходной двор между Тучковым и Волховским переулками в восточной части Васильевского острова. Не так давно он был отреставрирован, выкрашен, в смежном доме разместились офисы.

Данила успешно выполняет заказ. Действие происходит на Сенном рынке (именно из-за него получила название Сенная площадь), расположенном между Садовой улицей и набережной Фонтанки. К выходу, к которому направляется в кадре Данила, теперь, вероятно, нельзя пройти, потому что вся территория заставлена торговыми лавками.

Погоня за Данилой увязывается, и все происходит так, как он задумывал. Он уходит во двор, переодевается, затем бежит от бандитов в парадную, а оттуда выскакивает на улицу и запрыгивает в удачно проезжающий в этот момент грузовой трамвай. В кадре – Большая Разночинная улица близ метро «Чкаловская».

Данила проехал на трамвае до набережной реки Смоленки, 33А. «Может, чем помочь?» – спрашивает вагоновожатая Света, помогая выбраться раненому Даниле из трамвая. «Все, езжай, езжай. Я тебя найду», – отвечает он. В кадре территория кольца выглядит невзрачно: поля некошеной травы, лужи, обшарпанная кирпичная будка депо. Сейчас кольца нет: рельсы убрали, будку снесли. На его месте заасфальтированная площадка и бизнес-центр «На Смоленке».

Бандиты тем временем выслеживают трамвай, на котором главный герой спасся от преследования. Вагоновожатую Свету они расспрашивают о ее «попутчике», в ответ она называет неверный адрес высадки. Остановка трамвая происходит на 23-й линии В.О. Здание юридического факультета СПбГУ сейчас, как видно, находится в процессе реставрации.

Парикмахерская, в которую идет Данила после выздоровления, отлежавшись в съемной комнате, находилась на 8-й линии В.О., 53. Сейчас в этом помещении располагаются кофейня Baggins coffee и магазин табака (до этого его продолжительное время занимали авиакассы).

Данила находит Свету в трамвайном парке. Он расположен на Среднем проспекте.

В этом эпизоде Данила отправляется к Свете в гости и сообщает ей по телефону, что купил ей сюрприз. Телефонная будка стояла на Каменноостровском проспекте. Когда Данила переходит улицу, в кадре виден Дом Бенуа.

Грузовой трамвайчик едет по набережной Лейтенанта Шмидта, а затем по Благовещенскому мосту.

Света идет с работы по Тучкову мосту.

Встреча Данилы с бандитами происходит сразу за гостиницей «Прибалтийская» возле площади Европы. Раньше на этом месте располагался берег Финского залива, но в 2005 году началось строительство западного скоростного диаметра и здесь все кардинально изменилось. Берег осушили и забетонировали, а над ЗСД установили мост, за которым до сих пор проходит масштабное строительство новых домов.

Один из самых запоминающихся эпизодов «Брата». Просидев в засаде уже долгое время, Данила и бандиты слышат звонок в дверь. Настороженно открывая, Данила обнаруживает за дверью Вячеслава Бутусова – своего кумира. Данила, оставив на время свое дело, решает пойти вслед за кумиром и попадает на квартирник. Затем он заходит в комнату и видит, как Настя Полева (группа «Настя») на пару с Сергеем Чиграковым (группа «Чиж & CO) поют песню Насти «Даром и не даром». Рядом сидят Наталья Пивоварова (группа «Колибри») и еще несколько музыкантов. 

О съемках этой сцены вспоминает Настя Полева: «Балабанов мне сказал, что написал сценарий для нового фильма и в нем предусмотрена сцена на квартире у художника Андрея Розина. Раньше не было клубов и эта квартира являлась неким богемным салоном, местом встречи по вечерам в определенные дни музыкантов, актеров и других творческих личностей. Алексей тоже бывал в этой квартире и знал Розина. Перед началом съемок они договорились, что пригласят домой к Андрею всю эту тусовку и воспроизведут на камеры для фильма обычное вечернее общение. Алексей объяснил, что по сюжету в комнату зайдет главный герой в лице Сергея Бодрова, затем придет Бутусов и они окунутся в эту непринужденную атмосферу. Весь вечер съемки проходили то в одной части квартиры, то в другой, а мы, ожидая, когда дело дойдет до сцены с нашим участием, сидели с Чижом (Сергей Чиграков), Наташей Пивоваровой и со всеми остальными, кто был в кадре на диване в углу комнаты. Я решила спеть Сереже свою новую песню под гитару, Чиж начал подпевать. Алексей в процессе работы (пока в паузах шли перестановки, ставился свет и т.п.) случайно заметил эту сценку и попросил в точности повторить ее на камеру. Все получилось спонтанно. Леша любил экспромт, какие-то удачные случайные вещи сразу фиксировал в кадре».

Данила созванивается с братом, когда бандиты его держат в квартире в заложниках, ожидая прихода Данилы, чтобы расправиться с обоими. Телефонная будка располагалась напротив метро «Приморская». Нынешняя будка стоит практически на том же самом месте. 


Другие кадры из фильмов: 

«Трофимъ», 1995.

В короткометражном фильме Балабанова «Трофимъ» по этому мощеному брусчаткой, узкому глухому перекрестку в Академическом переулке бредет прибывший в Петербург деревенский мужик Трофим. 

«Груз 200», 2007.

В «Грузе 200» по этой же дорожке уходят «в будущее» после концерта Цоя герои нового поколения. «Сейчас время такое, что бабки можно сделать. Я сам не отсюда. Мне ленинградский напарник нужен, с пропиской», – говорит в «Грузе 200» новоявленному знакомому молодой человек Валера, бросивший несколько дней назад свою подругу на зловещем хуторе. Они идут по Академическому переулку и затем поворачивают в Днепровский переулок. 

«Кочегар», 2010.

Во дворе дома на 3-й линии В.О., 6, герой Александра Мосина Снайпер уходит после выполненного задания. В арке его уже ждет машина, блокирующая въезд во двор, которая подготовлена его напарником Бизоном (Юрий Матвеев) для отъезда.

***
Со времен съемочных дней фильмов Балабанова прошло много лет (в особенности с момента выхода киноленты «Счастливые дни» – 29 лет). На улицах города произошли значительные изменения. Почти везде из показанных мест уже не ходят трамваи, где-то убрали скамейки, урны, телефонные будки. Машин, рекламы стало больше, тротуары вместо разбитого асфальта выложены плиткой. Город в целом стал чище. Некоторые дома отреставрировали, а какие-то, наоборот, теперь выглядят более неухоженными и обшарпанными. Но, главное, напоминания о былом остались. Так или иначе, энергетика этих мест будет тянуть к себе, пока жива память о фильмах и его создателях. 

Петербург в кинокартинах Алексея Балабанова может настораживать, иногда откровенно пугать, казаться то удивительно близким и родным, то холодным и отстраненным. Но везде он удивительно красив – красив естественной красотой города с длинной и сложной историей. Петербург в фильмах Балабанова может быть каким угодно, но точно не может быть не любимым.


Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».