Яндекс.Метрика
  • Анастасия Яланская

Балабановский Петербург: к юбилею со дня смерти культового режиссера

Вспоминаем создателя «Брата» и «Жмурок» маршрутом по местам съемок его фильмов.
Фото: Никита Инфантьев/Интерпресс

В 1990 году свердловчанин, в будущем один из самых необычных и талантливых российских режиссеров Алексей Балабанов приезжает в Петербург, чтобы остаться в этом городе навсегда. До этого режиссер объездил практически всю страну: Дальний Восток, Сибирь, Курилы, Камчатку, Сахалин. Но в результате бросил якорь именно в городе на Неве. 

Известный кинорежиссер и продюсер Сергей Сельянов вспоминал, что Балабанов, когда приехал в Петербург, объездил на велосипеде весь Васильевский остров и точно понял, что «вот здесь его место, его город, что он не хочет ни в какую Москву, а хочет быть здесь». Васильевский остров впоследствии станет как любимым местом съемок режиссера, так и местом, где он будет жить до своего раннего ухода из жизни (Алексей Балабанов умер 18 мая 2013 года в возрасте 54 лет). 

Атмосфера нашего города передана в очень многих фильмах Балабанова. В каждой киноленте мы наблюдаем особенный, балабановский Петербург: романтичный и нежный в «Мне не больно»; мрачновато-модерновый, даже буржуазно-царственный в «Про уродов и людей»; одинокий и пустынный, тленный, как и его герой, идущий в никуда, в «Счастливых днях»; дождливый, промозглый, рок-н-ролльный и родной в «Брате».

«ПД» решил найти и запечатлеть различные места съемок фильмов Балабанова по Петербургу, сравнить их с кадрами из фильмов и заодно посмотреть, как с течением лет менялась Северная столица.

Фото: Афиша к/ф «Мне не больно»

«Мне не больно», 2006. 

Фильм «Мне не больно» – первая мелодрама Балабанова. Три товарища – десантник Олег (Дмитрий Дюжев), дизайнер Миша (Александр Яценко) и архитектор Аля (Инга Оболдина) создали ремонтную команду и ищут клиентов. Первая же – Натэлла, она же Тата, заводит с дизайнером Мишей роман, но квартира не ее – она принадлежит благодетелю Натэллы Сергею Сергеевичу (Никита Михалков). 

Тата смертельно больна, Сергей Сергеевич оплачивает ее лечение с условием, что она не будет пить, гулять и приводить мужчин. Он ничего не требует от нее взамен, но сохраняя ей – физически – жизнь, герой Михалкова жизнь у нее как будто бы забирает.

Несмотря на смерть в подтексте, «Мне не больно» – самый нежный и самый радостный фильм Балабанова. И нигде у Балабанова больше нет такого солнечного и даже романтичного Петербурга.

«Какой-то особой задачи изобразить город не ставилось. Это все-таки история людей, отношений. Но на фоне города», – говорил в одном из интервью Сергей Астахов, оператор картины.

Описание кадров и места съемок:

Фото: Кадр из к/ф «Мне не больно»

Главный герой фильма «Мне не больно» Миша приходит к Натэлле за авансом к сделанным эскизам по дизайну интерьера, но та говорит, что у нее нет денег, и предлагает оплату ужином «в хорошем месте».

Этот помпезный ужин, где Тата, никого не стесняясь, складывает еду со стола в пакет, проходит в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, что в Соляном переулке, 13-15. Попасть туда можно по билету в музей прикладного искусства при академии.

Фото: Анастасия Яланская

По сюжету, на площади Труда якобы находится станция метро. Миша спускается в подземный переход, собираясь отправиться к Тате. Он в очередной раз пытается встретиться с ней. 

На самом деле станции метро там нет. Атрибуты метрополитена, среди которых буква «М» и табличка с указанием станции над переходом, были установлены специально для съемок фильма.

Фото: Кадр из к/ф «Мне не больно»
Фото: Анастасия Яланская

Тата не могла заплатить Мише за проделанную работу, зато порекомендовала его услуги своим богатым знакомым. Одному из клиентов понравились эскизы Миши, и он заплатил ребятам хороший аванс. Получив деньги, они решают поехать в бутик и подобрать Але новую одежду, чтобы она выглядела презентабельно перед заказчиками. До той поры Миша и Олег считали, что она одета «хуже бомжа на вокзале».

Галерея бутиков, в которой они совершают покупки, – Grand Palace. Войти в нее можно со стороны Невского проспекта, 44, либо со входа с Итальянской улицы, 15.

Фото: Кадр из к/ф «Мне не больно»
Фото: Анастасия Яланская

После того, как Миша добился встречи с Татой, они прогуливаются по улицам Петербурга. Тата рассказывает ему некоторые факты о себе и они пытаются разобраться в своих отношениях.

Затем она предлагает Мише купить еще спиртного и они заходят в магазин продуктов на Моховой улице, 28. В настоящее время, судя по всему, это помещение уже давно не используется.

Фото: Кадр из к/ф «Мне не больно»

В конце прогулки Миша провожает Тату до дома. К ее подъезду они проходят сквозь проезд во двор на набережной реки Фонтанки, 18. По этому адресу располагается дом Пашковых – особняк Левашова 1836 года постройки. Летом 1921 года в нем жила поэтесса Анна Ахматова.

Сейчас на Фонтанке, 18, находится Городской врачебно-физкультурный диспансер.

Фото: Кадр из к/ф «Мне не больно»
Фото: Анастасия Яланская

Олег – бывший десантник, и в День ВДВ он приглашает друзей составить ему компанию. Они отправляются на Василеостровский рынок (бывший Андреевский), где Олег встречает своих боевых товарищей.

Там же проходят показательные выступления десантников и праздничный концерт.

Фото: Кадр из к/ф «Мне не больно»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Афиша к/ф «Счастливые дни»

«Счастливые дни», 1991. 

Пустой, словно киношники приехали на натуру для «Счастливых дней» в покинутый населением мегаполис, Петербург – и в синхронных начала 1990-х откликах, и в позднейших – воспринимался наблюдателями еще и как символ эпохи. Провалы окон облупившихся старинных домов, провалы дверей трамваев без пассажиров, грохочущих неизвестно куда по совершенно безлюдным улицам, – город будто олицетворяет собой большой разлад, случившийся с Россией, предвещает лихие ее времена. 

Отказываясь быть признанным, Петербург не желает признавать и одинокого заносчивого безумца, роль которого в «Счастливых днях» исполнил Виктор Сухоруков. В фильме его называют по-разному: одни – Сергеем Сергеевичем, другие – Петром, а хрупкая белокурая девушка Анна (Анжелика Неволина), подсевшая к нему однажды на заснеженном кладбище, именует его Борей. В сценарии к фильму анонимного героя Виктора Сухорукова чаще обозначают просто как ОН. В этом городе ОН сталкивается с отчуждением, невозможностью контакта, бесприютностью, разорванностью человеческих связей. Дружба – так с калекой или животным, любовь – так с проституткой. 

Снимая кино в Петербурге исхода 1980-х, Балабанов делает ударение на исход.

Описание кадров и места съемок:

Фото: Кадр из к/ф «Счастливые дни»
Фото: Анастасия Яланская

В первые 8 минут фильма героя гонят четырежды. Выписывают из больницы, где он не прочь остаться («Я мог приносить пользу». – «Если бы вам поверили, что вы способны приносить пользу, вас бы непременно оставили»), шугают из больничной подсобки, дважды без комментариев не пускают в квартиры, где он пытается снять «комнату для одинокого мужчины». Не успевает обрести случайное жилье и имя, как с позором лишается того и другого.

В поисках пристанища он направляется на кладбище, где пристраивается на одной из скамеек, находящейся почему-то прямо на поверхности склепа. Там ОН встречает Анну, главную героиню. Она подсаживается к нему и напевает слова песни американского композитора и автора текстов Гарри Уоррена: Too many tears, each night I go to bed, i lie awake and shed too many tears… Действие разворачивается на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, куда главный герой, несмотря на различные жизненные перипетии, будет возвращаться снова и снова.

Фото: Кадр из к/ф «Счастливые дни»

Интересна довольно-таки мрачная история этого места: после революции, когда в стране резко обострилась криминогенная обстановка, Никольское кладбище привлекало к себе многочисленных грабителей, разрывавших могилы и взламывавших склепы в поисках драгоценностей. В целом же его территория сделалась пристанищем для беспризорных и беглых преступников, селившихся между могилами и терроризировавших случайных прохожих. В лихие 1990-е многие «новые русские» и авторитеты теневого бизнеса оказывались вечными постояльцами этого кладбища после традиционных в те годы кровавых разборок.

ОН сидит на ящике возле небольшой кладбищенской церквушки, когда к нему подходит слепой с осликом-поводырем. Слепой остановился и робко крикнул: «Петр!» – «Я здесь», – сказал ОН. Так произошло их знакомство.

Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Счастливые дни»
Фото: Анастасия Яланская

Слепой предлагает ЕМУ дружбу и в следующей сцене они оказываются в Митавском переулке (табличку с названием улицы можно увидеть в одном из кадров). Стоит заметить, во дворе за прошедшие годы явно произошли некоторые изменения.

Через некоторое время ОН решает покинуть слепого, прихватив с собой его ослика-поводыря. Верхом на ослике ОН едет по мосту Ломоносова.

Фото: Кадр из к/ф «Счастливые дни»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Счастливые дни»
Фото: Анастасия Яланская

После долгих скитаний с осликом на поводке он возвращается на кладбище, где встречает Анну. Она приглашает его к себе домой. Обрадовавшись этой новости, ОН пошел с ней. Парадная, через которую они проходят, находится в доме в Кузнечном переулке, 6. Это особняк В.С. Каншина 1869 года постройки.

Сейчас в этом здании можно найти обильное количество творческих кружков – от студии фотографии до школы музыки и джаза. Также в нем расположился ресторан сыроедческой кухни.

Фото: Кадр из к/ф «Счастливые дни»
Фото: Анастасия Яланская

Анна заявляет ЕМУ, что беременна и у них родится сын. После этого она уходит. Через пару минут ОН улавливает странные стоны, доносящиеся из соседней комнаты. Он подошел к стене, чтобы прислушаться. Вдруг сцена резко обрывается: герой в мгновение, то ли во сне, то ли наяву, переносится из комнаты во двор дачи М.Э. Клейнмихеля, что на набережной реки Крестовки, 12. Фасад дома, как и колонны Второй сцены БДТ (Каменноостровского театра), здание которой стоит напротив, узнаются в быстро промелькнувшем кадре. ОН стремительно приближается к окну дома и рассматривает семью, сидящую за ужином. Оттуда звучит музыка: это ария Голландца из 1-го действия оперы Рихарда Вагнера «Летучий Голландец». 

В данный момент, к сожалению, особняк на набережной Крестовки, 12, находится за непроходимым ограждением.

Фото: Кадр из к/ф «Счастливые дни»
Фото: Анастасия Яланская

Как каменный, ОН сидит на стуле в центре гостиной, вцепившись пальцами в сиденье. За стеной, судя по диким крикам Анны, проходят ее роды. Спустя минуту не менее дико и еще более надрывно закричит новорожденный ребенок. Дверь открылась и в комнату, где сидит ОН, входит пожилая женщина. «Что тебе тут еще надо? – грозно спрашивает она. – Уходи отсюда». ОН встает и выходит. Под непрекращающийся надрывный крик ОН спускается по лестнице в парадной доходного дома А.В. Дехтеринского 1881 года постройки.

Адрес – Загородный проспект, 26.

Фото: Кадр из к/ф «Счастливые дни»
Фото: Анастасия Яланская

Человеку «Счастливых дней» отказано всеми и везде и идти ему больше некуда. Когда ОН бесцельно бредет посередине дороги в Дмитровском переулке, мимо него проезжает трамвай. В нем ОН увидел хозяйку квартиры, у которой некогда пытался арендовать комнату. 

Следует обратить внимание, что в фильме Дмитровский переулок, соединяющий Стремянную и Колокольную улицы, появляется не один раз. Сейчас видно, что фасады домов стали более ухоженными, а с дороги убрали трамвайные рельсы.

Фото: Кадр из к/ф «Счастливые дни»
Фото: Анастасия Яланская

В интервью журналу «Сеанс» от 14 августа 2011 года Сергей Астахов, кинооператор картины, говорил о балабановском Петербурге в «Счастливых днях»: «У творчества Беккета, как и у этого фильма Балабанова, нет географии. Потому и Петербург здесь – не Петербург, а пространство абсурдистской пьесы. Это кладбище, колокольня, переулок, женщина, человек, который плюется с балкона на других: это вымышленный, придуманный город. И таким Петербург может быть».

Фото: Афиша к/ф «Про уродов и людей»

«Про уродов и людей», 1998. 

После выхода на широкие экраны фильма «Брат» Балабанов поражает публику своим философским гротеском «Про уродов и людей». 

Сюжет фильма и впрямь диковинный. 

В «Уродах» загадочный Иоган (Сергей Маковецкий) при помощи своего ассистента Виктора Ивановича (Сухоруков) продюсирует порнофотосессии с плетками, съемки совершает молодой фотограф Путилов (Вадим Прохоров). Вся компания вторгается в жизнь двух семейств: доктора Стасова, который живет со слепой женой (Анжелика Неволина) и усыновленными сиамскими близнецами, и инженера Радлова, вдовца с юной дочерью Лизой (Динара Друкарова). 

«Про уродов и людей» начинается как черно-белый немой фильм, который прокручивается в слегка ускоренном темпе: Иоган проходит пограничный контроль и выходит в город. В том же черно-белом прологе доктор Стасов усыновляет сиамских близнецов, а инженер Радлов, тогда еще не вдовец, фотографирует дочь Лизу. «Проходят годы», в основной части после пролога появляется звук, и ч/б сменяется коричневатой сепией; под окнами Радловых прибывает поезд. 

Четвертый фильм Балабанова назовут «стилизацией под декаданс, неотличимой от декаданса», «петербургской версией русского декаданса», «свалкой отходов символизма» и «самым стилистически безукоризненным фильмом последних лет».

Описание кадров и места съемок:

Фото: Кадр из к/ф «Про уродов и людей»

В первой сцене фильма появляется титр: «Иоган проходит иммиграционный контроль и выходит в город». Безлюдный Петербург кинематографисты снимали по ночам. «Это белые ночи были, единственный способ осилить пустой город», – вспоминал оператор Сергей Астахов. 

Иоган идет вдоль стены Петропавловской крепости, оттуда переносится на Университетскую набережную. Сзади него виден фасад здания Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской Академии художеств (Университетская набережная, 17). Когда Иоган спускается к воде и видит, как по реке движется лед, то конечной точкой его прохода становится бронзовый грифон. 

Последняя сцена фильма тоже произойдет на этой набережной: Иоган точно так же спустится к воде, ступит на льдину, и она понесет его в сторону моста.

Фото: Кадр из к/ф «Про уродов и людей»

Следующий титр: «Доктор Стасов усыновляет сиамских близнецов». Стасов идет по коридору НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта и заходит в палату, где только что родились близнецы, которых назовут Коля и Толя.

Фото: Кадр из к/ф «Про уродов и людей»

Лиза идет по пустынной улице, беззаботно помахивая портфелем, когда от стены темной арки проходного двора отделяется Виктор Иванович. «Лиза!» – кричит он. Она резко оборачивается, потом глядит по сторонам и быстро подходит. Виктор Иванович улыбается и, глядя на нее, вынимает из кармана несколько открыток.

Они стоят у дома на набережной реки Фонтанки, 64. Это доходный дом Г.Г. Елисеева 1889 года постройки.

Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Про уродов и людей»

По Мало-Калинкину мосту (место соединения реки Фонтанки и канала Грибоедова) доктор Стасов прогуливается с близнецами, оживленно что-то рассказывая им. В это же время под мостом проплывает Иоган с огромным букетом лилий. Он едет делать предложение Лизе.

Позже по этому же мосту обеспокоенный Стасов побежит искать братьев. И, ворвавшись в квартиру Радлова, погибнет от выстрела.

Последний капитальный ремонт Мало-Калинкина моста прошел в 2007 году. 

Фото: Анастасия Яланская

Виктор Иванович втайне от Иогана открыл свое дело. Под спокойные размеренные звуки флейты из балета «Ромео и Джульетта» композитора Сергея Прокофьева он спускается по лестницам, ведущим в подвальные помещения. Лестницы ведут в его фотоателье – логово зла и разврата. Одна из лестниц находится в ранее упомянутой Академии художеств.

Фото: Кадр из к/ф «Про уродов и людей»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Про уродов и людей»

Коля и Толя в пальто и шляпах с небольшими клетчатыми чемоданами стоят на ступеньках набережной, ведущих к воде (спуск у Благовещенского моста напротив дома на набережной Лейтенанта Шмидта, 2). Толя нетерпеливо вертит головой, то и дело поглядывая на большую лодку с пассажирами. Напротив стоит Лиза в черной накидке с таким же клетчатым чемоданом, но побольше, и тоже смотрит на лодку. «Поедем», – безнадежно попросил Коля и поднял на нее молящие глаза. Лиза покачала головой и сказала: «Я на запад».

Фото: Анастасия Яланская

Благовещенский мост был любимым мостом Балабанова. В одном из интервью он говорил, что ему нравится вид с моста на Исаакиевский собор. И в «Про уродов и людей», и в «Брате» Благовещенский мост можно увидеть неоднократно.

Фото: Кадр из к/ф «Про уродов и людей»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Афиша к/ф «Я тоже хочу»

«Я тоже хочу», 2012. 

В последнем фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу» герои – Музыкант (Олег Гаркуша), Бандит (Александр Мосин), Проститутка (Алиса Шитикова), Матвей (Юрий Матвеев) и его отец (Виктор Горбунов) ищут Колокольню Счастья. Она, по слухам, находится где-то между Петербургом и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией. Ее мечтает достичь каждый из героев, включая Кинорежиссера, которого в фильме сыграл сам Балабанов. 

Удается не всем. Ровно так же не всех забирает в этом фильме колокольня, оставляя страждущих счастья – счастливой смерти (или жизни после смерти) умирать на снежной земле. 

Жанр или стиль этого фильма Балабанов называет «фантастическим реализмом». Действительно, и Петербург здесь максимально реалистичен – он воспринимается так же, как в нашей повседневной жизни. Многие сцены в «Я тоже хочу» сняты просто в документальных условиях: проходы музыкантов, подходы к церкви, проезды на машине. Герои ездят по реальным улицам, видят реальных людей в кадре, которые, по словам оператора Александра Симонова, никак не были «организованы».

Описание кадров и места съемок:

Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»
Фото: Анастасия Яланская

Место съемки самого первого эпизода фильма «Я тоже хочу». Под лай собак и карканье ворон один из главных героев – Бандит расстреливает из пистолета четырех «дружков». Попасть на это место сегодня можно беспрепятственно: на 25-й линии В.О., 6, во дворе промзоны в кирпичном здании располагаются съемные конторы и офисы.

Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»

В следующей сцене Музыкант сидит в баре – пьет пиво и смотрит телевизор. В программе, которая по фильму называется «Удивительные люди», телеведущая представляет зрителям «уникального мальчика» по имени Петр (роль мальчика исполнил сын Алексея Балабанова Петр Балабанов). Сцену снимали в Академическом саду на территории Академии художеств.

Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»

А вот и бар, в котором сидит Музыкант. Это паб «Шеннон» (5-я линия В.О., 54).

Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»

Музыкант выходит из бара и идет по набережной реки Смоленки (примерно от дома 17 до дома 21) под песню «Весна», музыку к которой написал лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров. В фильмах Балабанова герои часто гуляют вдоль воды по набережным или передвигаются непосредственно по воде на лодках. 

За прошедшие 6 лет набережная стала выглядеть более запущенной и на берегу появилось больше гаражей.

Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»

Пройдя набережную реки Смоленки, Музыкант присел на ступеньке около гранитной скамьи с бронзовым грифоном. Скамья с грифоном находится в уже известном нам месте – возле спуска к воде напротив Академии художеств.

Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»

Передохнув на Университетской набережной, Музыкант отправился «за пихтовым маслом» в старейшую аптеку Санкт-Петербурга – аптеку доктора Пеля (дата основания – 1760 год), что на 7-й линии В.О., 16-18.

Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»

Следующей точкой маршрута героя стала церковь Трех Святителей. В ней он ставит свечку и произносит первые слова так называемой молитвы о душевном покое. Адрес, по которому расположена церковь, – 6-я линия В.О., 11.

Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»
Фото: Анастасия Яланская

Очистив душу в церкви, Музыкант направляется в баню «Имбирь» на 5-й линии В.О., 42. Там он встречает Бандита, который рассказывает ему, как ночью четырех негодяев завалил, потом в церковь сходил, исповедался, причастился, а теперь в бане сидит. Тогда же он рассказал Музыканту о загадочной Колокольне Счастья. 

Алексей Балабанов был завсегдатаем этой бани, поэтому неудивительно, что он запечатлел ее в двух своих картинах. «Леша в своем кино в основном снимал только те места, которые сам посещал и любил», – сказал приятель Балабанова банщик Сергей, заставший в «Имбире» съемки «Брата» и «Я тоже хочу».

Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»

Перед тем, как ехать к Колокольне Счастья, Бандит просит Музыканта помочь ему выручить друга Матвея, которого «насильно» лечат в больнице от алкоголизма. Чтобы пробраться в палату, Бандит показывает охранникам и врачам липовую «корочку» майора и выкрадывает оттуда Матвея. 

Это эпичное действо разворачивается во дворе детской инфекционной больницы №3 на Большом проспекте Васильевского острова, 77.


Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Я тоже хочу»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Афиша к/ф «Брат»

Затем их машина проезжает мимо дома на Кожевенной линии, 30. В этом здании 1811 года постройки в середине XIX века находился винный склад Казенной палаты. За прошедшие 6 лет после выхода фильма фасад этого дома был отреставрирован.

«Брат», 1997. 

Не было, пожалуй, в отечественном кино 1990-х другого фильма, который вызвал бы такой всплеск массового зрительского энтузиазма и столь энергичное отторжение у большей части киносообщества. Причиной тому – центральный персонаж, который в эту пору будет возведен в ранг Героя. 

Данила Багров – парень из провинции, с Чечней в качестве университетов за плечами и с «пушкой» в руке, бьющей без промаха, – оказывается в исполнении Сергея Бодрова – младшего неотразим, и потому пугающе притягателен. Он не ведает сомнений и страха, четко делит мир на «наших» и «не наших», а с помощью оружия всем воздает «по справедливости». С первыми герой беспощаден, со вторыми по рыцарски милосерден. Но чего у него не отнять, так это любви к отечественному року. Его фавориты – Вячеслав Бутусов из группы «Наутилус Помпилиус» и Настя Полева из группы «Настя». Однажды Данила даже попадет к ним на квартирник. 

Настя Полева о фильме «Брат»: «Когда я посмотрела "Брата" на премьере, то сразу поняла, что на фильм будет очень неоднозначная и бурная реакция, а Балабанова обвинят во всех смертных грехах. Мне кажется, 70% успеха этого кино связано с Бодровым, он был чрезвычайно харизматичной личностью. Данилу Багрова прозвали героем нашего времени, но какой он – положительный или отрицательный, так никто и не понял». 

Брата сыграл Виктор Сухоруков. 6 лет назад, как мы помним, в полнометражном дебюте Алексея Балабанова «Счастливые дни» Сухоруков тоже являлся на невские берега. Но тогда это был замордованный провинциал, тащивший в мятом портфельчике опыт абсурдистского театра 50-х. С годами герой заматерел, назвался Татарином и стал наемным убийцей. Петербург не изменился. Хотя из черно-белого он превратился в цветной, а в его переживших евроремонт коммуналках живут новые хозяева, небо над ним по-прежнему низкое, трамваи дребезжат на стрелках, а люди все так же нелепы, бесприютны и загадочны.

Описание кадров и места съемок:

Фото: Кадр из к/ф «Брат»

Виктор (бандитская кличка – Татарин) – старший брат главного героя Данилы садится в машину, пока из окна за ним наблюдает криминальный авторитет Круглый, давая двоим бандитам задание покончить с ним, потому что Татарин стал требовать слишком много денег. В кадре – улица Рентгена и доходный дом Г. Эйлерса постройки 1913 года.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»

Начало основной сюжетной линии фильма – прибытие Данилы в Питер на поезде. Приезжает он на Витебский вокзал.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»

В рок-магазине Данила скупает пластинки группы «Наутилус Помпилиус». Здесь же он знакомится с девчонкой-тусовщицей Кэт, которая в нужный момент помогла ему объяснить иностранцам дорогу. Магазин находится на Кирочной улице, 8, возле лютеранской церкви Святой Анны. Магазин, кстати, сохранился и до сих пор называется «Рок-Остров», только теперь по-английски. Директор этого магазина в то время был лично знаком с Балабановым, поэтому предложил проводить съемки в его помещении.

Фото: Анастасия Яланская

Немец – бездомный, живет на Смоленском лютеранском кладбище, где похоронены его предки. После знакомства Немец ведет Данилу к себе «в гости». Они идут по аллее кладбища в тот момент, когда Данила узнает, что этот человек – немец по национальности.


Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Живописная в своей мрачности беседка, располагающаяся на Смоленском лютеранском кладбище, появляется в кадре не единожды. Первый раз в нее приводит Данилу Немец, говоря, что это его Родина. Второй раз уже Данила приводит сюда режиссера Степу, с которым перед тем закапывает четверых злодеев. «Ты их там похорони по-человечески», – просит Немца Данила. В фильме они жгут в склепе костер, греются и ночуют. В реальности, по словам жителей Васильевского острова, происходит примерно то же самое: распивающие спиртное маргинальные элементы тут не редкость. Внутри беседки находится могильная плита генерал-майора Александра Бокмана (надпись выполнена по-немецки), жившего в 1807-1883 годах. 

Спустя 21 год беседка явно пришла в запустение: на крыше образовались дыры, металл еще больше заржавел, стал обваливаться и разрушаться.

Фото: Анастасия Яланская

Данила видит, как двое безбилетных южан издеваются над кондуктором в трамвае. Данила достает пистолет и говорит: «Заплати штраф». – «Не убивай, брат, – молят кавказцы. – Все возьми, деньги возьми!» Что Данила ответил на это южанам – известно. Трамвай едет по Среднему проспекту, дома 50 – 67.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

После этого Данила наконец находит своего старшего брата, который снабжает его деньгами «на первое время». Данила закупается одеждой в торговой галерее на Новосмоленской набережной, 1 (рядом со станцией метро «Приморская») и отправляется на поиски жилья.

Данила звонит по таксофону, прочитав объявление о жилье. Дело происходит рядом с метро «Горьковская», на заднем плане виден памятник Максиму Горькому. В настоящее время телефонной будки на том месте уже нет.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Затем он блуждает по дворам и подворотням, любуясь крышами. В кадре – двор дома Торгово-промышленного товарищества, в котором сейчас находится детская библиотека. Адрес – улица Марата, 72.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Анастасия Яланская

В анфиладе этого массивного сооружения с квадратными колоннами звучит песня группы «Наутилус Помпилиус» «Нежный вампир» – под нее Данила Багров чудом (жертвуя любимым CD-плейером) спасается от пули киллера. Перестрелка происходит рядом с гостиницей «Прибалтийская» на Морской набережной, 15. В настоящее время в доме на Морской набережной располагаются с десяток ресторанов и кафе, гастрономы, а также детская организация «Форпост культуры».

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Главный герой начинает входить в криминальный мир криминальной столицы. Виктор, почуяв, что неугоден своим же бандитам, поручает младшему брату вместо него совершить заказное убийство главаря чеченской мафии, заправляющего рынком. Предварительно он красноречиво убеждает Данилу в том, что тот совершит благое дело. 

Происходит этот эпизод в машине. А едут они по улице Академика Павлова, что на Аптекарском острове. На окнах дома, мимо которого в фильме проезжают герои, теперь установлены стеклопакеты.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»

Данила готовится к выполнению заказа. Он продумывает, как будет уходить от погони, если бандиты, подстерегающие Виктора, побегут за ним, и находит довольно удобный для этого двор. Это проходной двор между Тучковым и Волховским переулками в восточной части Васильевского острова. Не так давно он был отреставрирован, выкрашен, в смежном доме разместились офисы.

Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Брат»

Данила успешно выполняет заказ. Действие происходит на Сенном рынке (именно из-за него получила название Сенная площадь), расположенном между Садовой улицей и набережной Фонтанки. К выходу, к которому направляется в кадре Данила, теперь, вероятно, нельзя пройти, потому что вся территория заставлена торговыми лавками.

Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Погоня за Данилой увязывается, и все происходит так, как он задумывал. Он уходит во двор, переодевается, затем бежит от бандитов в парадную, а оттуда выскакивает на улицу и запрыгивает в удачно проезжающий в этот момент грузовой трамвай. В кадре – Большая Разночинная улица близ метро «Чкаловская».

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Данила проехал на трамвае до набережной реки Смоленки, 33А. «Может, чем помочь?» – спрашивает вагоновожатая Света, помогая выбраться раненому Даниле из трамвая. «Все, езжай, езжай. Я тебя найду», – отвечает он. В кадре территория кольца выглядит невзрачно: поля некошеной травы, лужи, обшарпанная кирпичная будка депо. Сейчас кольца нет: рельсы убрали, будку снесли. На его месте заасфальтированная площадка и бизнес-центр «На Смоленке».

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Бандиты тем временем выслеживают трамвай, на котором главный герой спасся от преследования. Вагоновожатую Свету они расспрашивают о ее «попутчике», в ответ она называет неверный адрес высадки. Остановка трамвая происходит на 23-й линии В.О. Здание юридического факультета СПбГУ сейчас, как видно, находится в процессе реставрации.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Парикмахерская, в которую идет Данила после выздоровления, отлежавшись в съемной комнате, находилась на 8-й линии В.О., 53. Сейчас в этом помещении располагаются кофейня Baggins coffee и магазин табака (до этого его продолжительное время занимали авиакассы).

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Данила находит Свету в трамвайном парке. Он расположен на Среднем проспекте.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

В этом эпизоде Данила отправляется к Свете в гости и сообщает ей по телефону, что купил ей сюрприз. Телефонная будка стояла на Каменноостровском проспекте. Когда Данила переходит улицу, в кадре виден Дом Бенуа.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Грузовой трамвайчик едет по набережной Лейтенанта Шмидта, а затем по Благовещенскому мосту.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Света идет с работы по Тучкову мосту.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Встреча Данилы с бандитами происходит сразу за гостиницей «Прибалтийская» возле площади Европы. Раньше на этом месте располагался берег Финского залива, но в 2005 году началось строительство западного скоростного диаметра и здесь все кардинально изменилось. Берег осушили и забетонировали, а над ЗСД установили мост, за которым до сих пор проходит масштабное строительство новых домов.

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Фото квартиры Андрея Розина из архива рок-музыканта Егора Белкина

Один из самых запоминающихся эпизодов «Брата». Просидев в засаде уже долгое время, Данила и бандиты слышат звонок в дверь. Настороженно открывая, Данила обнаруживает за дверью Вячеслава Бутусова – своего кумира. Данила, оставив на время свое дело, решает пойти вслед за кумиром и попадает на квартирник. Затем он заходит в комнату и видит, как Настя Полева (группа «Настя») на пару с Сергеем Чиграковым (группа «Чиж & CO) поют песню Насти «Даром и не даром». Рядом сидят Наталья Пивоварова (группа «Колибри») и еще несколько музыкантов. 

О съемках этой сцены вспоминает Настя Полева: «Балабанов мне сказал, что написал сценарий для нового фильма и в нем предусмотрена сцена на квартире у художника Андрея Розина. Раньше не было клубов и эта квартира являлась неким богемным салоном, местом встречи по вечерам в определенные дни музыкантов, актеров и других творческих личностей. Алексей тоже бывал в этой квартире и знал Розина. Перед началом съемок они договорились, что пригласят домой к Андрею всю эту тусовку и воспроизведут на камеры для фильма обычное вечернее общение. Алексей объяснил, что по сюжету в комнату зайдет главный герой в лице Сергея Бодрова, затем придет Бутусов и они окунутся в эту непринужденную атмосферу. Весь вечер съемки проходили то в одной части квартиры, то в другой, а мы, ожидая, когда дело дойдет до сцены с нашим участием, сидели с Чижом (Сергей Чиграков), Наташей Пивоваровой и со всеми остальными, кто был в кадре на диване в углу комнаты. Я решила спеть Сереже свою новую песню под гитару, Чиж начал подпевать. Алексей в процессе работы (пока в паузах шли перестановки, ставился свет и т.п.) случайно заметил эту сценку и попросил в точности повторить ее на камеру. Все получилось спонтанно. Леша любил экспромт, какие-то удачные случайные вещи сразу фиксировал в кадре».

Фото: Кадр из к/ф «Брат»
Фото: Анастасия Яланская

Данила созванивается с братом, когда бандиты его держат в квартире в заложниках, ожидая прихода Данилы, чтобы расправиться с обоими. Телефонная будка располагалась напротив метро «Приморская». Нынешняя будка стоит практически на том же самом месте. 


Другие кадры из фильмов: 

«Трофимъ», 1995.

Фото: Кадр из к/ф «Трофимъ»
Фото: Анастасия Яланская

В короткометражном фильме Балабанова «Трофимъ» по этому мощеному брусчаткой, узкому глухому перекрестку в Академическом переулке бредет прибывший в Петербург деревенский мужик Трофим. 

«Груз 200», 2007.

Фото: Кадр из к/ф «Груз 200»
Фото: Анастасия Яланская
Фото: Кадр из к/ф «Груз 200»
Фото: Анастасия Яланская

В «Грузе 200» по этой же дорожке уходят «в будущее» после концерта Цоя герои нового поколения. «Сейчас время такое, что бабки можно сделать. Я сам не отсюда. Мне ленинградский напарник нужен, с пропиской», – говорит в «Грузе 200» новоявленному знакомому молодой человек Валера, бросивший несколько дней назад свою подругу на зловещем хуторе. Они идут по Академическому переулку и затем поворачивают в Днепровский переулок. 

«Кочегар», 2010.

Фото: Кадр из к/ф «Кочегар»
Фото: Анастасия Яланская

Во дворе дома на 3-й линии В.О., 6, герой Александра Мосина Снайпер уходит после выполненного задания. В арке его уже ждет машина, блокирующая въезд во двор, которая подготовлена его напарником Бизоном (Юрий Матвеев) для отъезда.

***
Со времен съемочных дней фильмов Балабанова прошло много лет (в особенности с момента выхода киноленты «Счастливые дни» – 29 лет). На улицах города произошли значительные изменения. Почти везде из показанных мест уже не ходят трамваи, где-то убрали скамейки, урны, телефонные будки. Машин, рекламы стало больше, тротуары вместо разбитого асфальта выложены плиткой. Город в целом стал чище. Некоторые дома отреставрировали, а какие-то, наоборот, теперь выглядят более неухоженными и обшарпанными. Но, главное, напоминания о былом остались. Так или иначе, энергетика этих мест будет тянуть к себе, пока жива память о фильмах и его создателях. 

Петербург в кинокартинах Алексея Балабанова может настораживать, иногда откровенно пугать, казаться то удивительно близким и родным, то холодным и отстраненным. Но везде он удивительно красив – красив естественной красотой города с длинной и сложной историей. Петербург в фильмах Балабанова может быть каким угодно, но точно не может быть не любимым.


Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть