Яндекс.Метрика
  • Александр Ружинский

Александр Вахмистров: маленький стартап может открыть гигантский рынок

Ожидать опаздывающего Александра Вахмистрова было непривычно. Всем, кто знаком с Александром Ивановичем, известно – он не любит заставлять себя ждать. Но в этот раз стихийное прибытие федеральных властей к нам в город создало форс-мажорную ситуацию. Однако уже через 15 минут в кабинете президента ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга», заместителя председателя Общественной палаты Санкт-Петербурга мы начали интервью для читателей «Петербургского дневника».
Фото: Наталья Сергеева / Петербургский дневник

Ожидать опаздывающего Александра Вахмистрова было непривычно. Всем, кто знаком с Александром Ивановичем, известно – он не любит заставлять себя ждать. Но в этот раз стихийное прибытие федеральных властей к нам в город создало форс-мажорную ситуацию. Однако уже через 15 минут в кабинете президента ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга», заместителя председателя Общественной палаты Санкт-Петербурга мы начали интервью для читателей «Петербургского дневника».


Как пройти через медные трубы

– Есть такое явление – «кессонная болезнь». Встречается у людей, быстро достигших финансовых и карьерных высот. Проявляется крайне неприятными для окружающих симптомами – мания величия, неадекватность и неспособность критически оценить окружающую действительность. Можно ли помочь им в избавлении от этого недуга?

– Я бы вернулся к использованию старой известной поговорки про огонь, воду и медные трубы. В моем понимании самое опасное для человека – медные трубы. Например, для чиновника, когда человек достиг определенной ступеньки. У него уже вырастает корона, он думает, что он самый большой начальник. Есть опасность и для бизнесменов, у которых зачастую это проявляется в бесконтрольном ощущении всемогущества. Особенно этим грешат молодые предприниматели, к которым не всегда деньги приходят вместе с жизненным опытом. Неспроста в упомянутой нами поговорке медные трубы поставлены на третье место – их сложнее всего пережить.

Для мужчин у меня есть очень простая рекомендация. Она носит шуточный характер, но от этого не становится менее объективной. Утром во время бритья посмотри на себя в зеркало и прими себя таким, какой ты есть. И признай как факт, что за прошедшую ночь ты не стал лучше других, умнее, здоровее и так далее.

Не отрицая роль личности в истории, надо признать, что успех зависит от множества факторов, большинство из которых имеют склонность к резким и непредвиденным изменениям. У меня есть знакомые, которые прошли через перезагрузку в виде холодного отрезвляющего душа – почище, чем тест с бритьем в ванной комнате.

– Раз уж заговорили о психическом здоровье, обсудим еще один интересный синдром: доктора Джекила – мистера Хайда. Как в вас уживаются предприниматель и чиновник? Может, есть какой-то «переключатель режимов»?

– В последнее время молодежь стремится попасть на государственную службу. Осесть в каком-нибудь комитете. Заниматься на городском уровне экономикой, туризмом, культурой. Но я скажу так: если ты эту проблематику не знаешь изнутри, ничего толкового не выйдет. Безусловно, председатель строительного комитета должен знать стройку, финансового – экономику, а председатель комитета по культуре – разбираться в ней.

К сожалению, в нашем обществе по-прежнему бытует мнение, что бизнесмен – это ушлый делец, не считающийся ни с чем, кроме жажды собственной наживы. И зачастую можно услышать, в том числе и от некоторых представителей разных ветвей власти, что, мол, предприниматели наживаются на обществе, а мы вот стоим на страже его интересов.

А возвращаясь к вашему вопросу о том, как уживаются во мне предприниматель и чиновник, могу точно сказать, что какого-то особенного «переключателя режимов» у меня нет. Я вполне органично справляюсь с обеими ролями, руководствуясь во всем, что делаю, исключительно здравым смыслом, профессиональной позицией и жизненным опытом.

Опыт показывает, что без развития малого и среднего бизнеса рост благосостояния общества невозможен. Диалог бизнеса и власти – это уже не пустые слова.

«Изучаю новые идеи стартапов»

– Как главный по стартапам, не могу не спросить про ваше отношение к повальному увлечению ими. Как вы относитесь к высказыванию «Стартапы – золото XXI века»? Есть личный опыт инвестирования или взаимодействия?

– Личного опыта инвестирования нет. Есть опыт поддержки в виде совета. Подсказал начинающим предпринимателям пару идей, и, к моей радости, их удалось реализовать. Скрывать не буду – это, конечно же, мне понравилось.

Живем мы в веке новых технологий. Естественно, они порождают новые возможности. Например, игры. Сам я не играю, но считаю, что это большой рынок и далеко не всегда эти игры несут вред. Большинство, наоборот, направлено на развитие полезных навыков.

Конечно, стартапы – это не только IT-технологии. Они возникают во всех сегментах экономики, в том числе в городском хозяйстве. Я с удовольствием просматриваю в СМИ обзоры новых идей для стартапов. Особенно интересно, когда идея уже позволяет ее создателю зарабатывать какие-то деньги. Все это, конечно, работает на развитие духа предпринимательства. И в этой связи, несомненно, надо поддерживать это движение.

К сожалению, на фоне большого количества идей и предприимчивых стартаперов у нас недостаточно развита культура венчурного финансирования. Все эти предпринимательские начинания зачастую могут не добежать до успеха, столкнувшись с отсутствием средств к существованию. Надо развивать венчурную инфраструктуру, поддерживая разные инструменты, включая краудфандинговые механизмы. Ведь даже самый маленький стартап может открыть совершенно новый гигантский рынок. Как это сделал в свое время Facebook.

– Чего сейчас больше в строительстве – экономики, юриспруденции, маркетинга? Или все-таки самого строительства?

– Строительство – это чисто технический процесс. Оно регулируется нормами, регламентами и прочими техническими документами. Строительством должны заниматься строители. Если мы говорим о более общем понятии, то это совокупность направлений. Здесь подключаются другие инструменты, о которых вы упомянули в вопросе. И, конечно, здесь выделять что-то отдельно нельзя. Все важно. Есть отличия в сферах коммерческого и бюджетного строительства – разные оценки эффективности. Для государства, в отличие от коммерческого строительства, стройка – это в конечном итоге вложение в человеческий капитал.

Что инновации изменят в строительстве

– Думали о том, что будет двигать строительную отрасль в ближайшие 10 лет? Как она меняется с появлением новых потребностей и технологий?

– С одной стороны, 10 лет – это очень близкая перспектива. Вместе с этим достаточно сложно предугадать, что в этот период может кардинально измениться. В техническом плане я не вижу каких-то глобальных изменений, позволяющих совсем по-новому осуществлять строительство объектов.

Я внимательно слежу за 3D-печатью и считаю, что дома на принтере, конечно, печатать скоро начнут. Но это будут опытные экземпляры. Есть основной принцип – строительство должно базироваться в первую очередь на местных материалах. Почему говорят «Москва белокаменная»? Потому что там были известняковые карьеры. Почему Париж весь желтый? Потому что там тоже известняк, только желтого цвета. А Санкт-Петербург весь из кирпича, потому что у нас в избытке глина для его производства.

Есть универсальный бетон, который можно производить везде, но эти технологии освоены сравнительно недавно. Это по самой стройке.

А вот с точки зрения подхода к проектированию нас ждут перемены. За последние годы с появлением IT-технологий и современных вычислительных систем уже произошел мощный скачок в этой сфере. Еще, казалось бы, недавно в проектных институтах стояли кульманы и не было даже принтеров для распечатки документов. Жизнь поменялась стремительно. И это только начало. Изменения в самом строительстве неминуемо произойдут под воздействием инноваций в проектировании с точки зрения сложности узлов или, например, скорости производства работ.

– Александр Иванович, на своем профессиональном пути вы повидали и построили сами много домов. А какое здание для вас самое любимое?

– В мире очень много красивых зданий, но самое любимое из них – это дом, где мы живем с женой.


***
Александр Вахмистров с 1975-го по 1994 год работал на различных предприятиях строительной отрасли. С 2000-го по 2010 год – вице-губернатор Санкт-Петербурга. С 2010 года по май 2015-го – генеральный директор, председатель правления «Группы ЛСР». С мая 2015-го по июнь 2017 года – первый заместитель генерального директора, председатель совета директоров «Группы ЛСР». C января 2017 года – координатор ассоциации «Национальное объединение строителей» по Петербургу. Член городской Общественной палаты.


Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть