Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Почему Петербург может стать новым автомобильным центром России

Почему Петербург может стать новым автомобильным центром России.

За десятилетие в Петербурге была создана целая промышленная отрасль. Теперь выпуск автомобилей можно считать новой визитной карточкой Петербурга.

О развитии отечественного автопрома свидетельствуют как статистические данные, так и наглядный пример – прибытие президента РФ на инаугурацию на первом отечественном автомобиле премиум-класса.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ РЫВОК

В Северной столице пока еще не выпускают люксовые машины. Хотя разговоры об открытии производства ходят давно. Одно время обсуждалась возможность сборки автомобилей класса люкс Cadillac. Внимательно присматривались к Петербургу производители BMW и Mercedes.

«Если взглянуть на линейку автомобилей, выпускаемых в Петербурге, то она способна удовлетворить многих покупателей – от любителей бюджетных авто до машин бизнес-класса. А две из пяти самых продаваемых марок в России производятся в Петербурге (Solaris и KIA. – Ред.)», – говорит генеральный директор аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

По словам эксперта, за минувшие 6 лет петербургский автокластер показал свою дееспособность, преодолев кризис, и вполне готов к дальнейшему развитию. Практически у всех предприятий, кроме Hyundai, имеются резервы для запуска новых марок или увеличения объемов производства машин.

Остается добавить, что, по данным сразу нескольких аналитических компаний, семь моделей, выпускаемых на городских предприятиях, входят в Топ-25 самых популярных машин в России: Hyundai Solaris, Kia Rio, Hyundai Creta, Toyota Camry, Nissan Qashqai и другие.

«Автомобильный кластер в Петербурге, безусловно, является одним из наиболее успешных масштабных проектов, – рассказала «ПД» председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Ирина Бабюк. – Сегодня в городе уже работают заводы крупнейших автомобильных компаний, что само по себе говорит о высоком качестве инвестиционного климата региона. Непрерывно ведется работа по улучшению мер поддержки инвестиционных проектов, оптимизации процедур взаимодействия инвестора и органов государственной власти. Это стимулирует интерес к городу новых инвесторов, способствует открытию новых производств, в том числе на базе автокластера».

Напомним: в конце зимы губернаторы Петербурга и Ленобласти подписали соглашение о создании промышленного кластера «Автопром Северо-Запад». Среди многих направлений предусмотрено создание на территории города и области кластера по производству автокомпонентов. «Я считаю, что это очень правильный подход. Нам здесь делить нечего. Чем больше будет локализация, тем больше денег будет оставаться в регионе в качестве налогов», – сказал тогда Георгий Полтавченко.

КОНЕЦ «ОТВЕРТОЧНОМУ» ПРОИЗВОДСТВУ

Без преувеличения можно сказать, что за минувшие 6 лет – с прошлой инаугурации президента – отечественный автопром сделал огромный шаг вперед. Как рассказали «ПД» в Комитете по промышленной политике и инновациям Петербурга, город стал ведущим в России центром автомобилестроения. Доля в общей структуре общероссийского производства легковых автомобилей варьируется от 22 до 24%. А совокупная мощность действующих автосборочных производств уже превышает 400 тысяч автомобилей в год. Сейчас в городе работают производства нескольких мировых автопроизводителей: Toyota, Nissan, Hyundai, ООО «Трак продакшн РУС» – совместное предприятие по производству крупнотоннажной техники MAN и Scania.

Отдельно нужно сказать о поставщиках автокомпонентов, которые пришли в город вслед за автогигантами. По оценкам специалистов Комитета по промышленной политике и инновациям, у разных предприятий процент комплектующих деталей, произведенных на нашей территории, варьируется от 40 до 70%. Таким образом, петербургский автопром за это время перестал быть «отверточным» производством.

В прошлом году петербургские автопредприятия выпустили 346 тысяч 790 автомобилей, что составляет рост производства 23,1% к 2016 году. Особо надо отметить, что рост наблюдается на всех автомобильных заводах.

В соседней области работает всеволожский Ford, что делает регион еще более мощным автомобильным центром.

Нельзя забывать и о ранее «законсервированном» производстве еще одного автогиганта – General Motors, способного на выпуск 200 тысяч автомобилей в год. Хотя в этом случае больше политических мотивов.

ДАВИ НА ГАЗ

На самих предприятиях говорят о хороших результатах работы. Как рассказала «ПД» представитель «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, за последние 6 лет завод выпустил около 1,5 миллиона автомобилей.

«Мы стали вторым крупнейшим автомобильным заводом в России. На протяжении всех 6 лет наш завод работал на полную мощность: пять дней в неделю, три смены. А общий объем инвестиций составил 1 миллиард долларов», – добавляет представитель предприятия. Только за последние 2 года была модернизирована производственная линия и обновлена линейка выпускаемых автомобилей.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Сейчас в петербургском автопроме работают около 8 тысяч человек. По словам Ирины Жильниковой, представителя компании HeadHunter по Северо-Западу, средние зарплаты на рабочих позициях в автопроме в 2013 году составляли 25-30 тысяч рублей, на позициях инженеров, технологов – 35-40 тысяч рублей. В I квартале текущего года показатель средней оплаты труда в сфере «Рабочий персонал» в автомобильной промышленности вырос до 45 тысяч рублей, работников инженерных специальностей – до 50 тысяч рублей.

«Значительного скачка в росте заработных плат не произошло по ряду причин, самая главная из которых – кризис 2014-2015 годов. Он задел многие отрасли, в том числе и автомобильную промышленность. Начиная с прошлого года мы видим пусть и небольшой, но уверенный рост заработных плат практически по всем сегментам рынка труда», – говорит Ирина Жильникова.

РОССИЯ НА КОЛЕСАХ

По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 2017 года в России в общей сложности выпустили 1,55 миллиона единиц автомобилей – это на 18,9% больше по сравнению с результатом предыдущего года. Таким образом, российский автопром показал рост впервые после 4 лет отрицательной динамики. Но до докризисных показателей 2012-2013 годов еще далеко. Тогда в стране ежегодно производилось свыше 2 миллионов единиц автомобильной техники.

«Поэтому ближайшая перспектива – достичь уровня 2014 года», – говорит представитель агентства Азат Тимерханов.


Вы можете добавить "Петербургский дневник" в "Мои источники".

Закрыть