Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

«Ушел последний романтик». Известные петербуржцы о смерти Юрия Томошевского

«Ушел последний романтик…» Известные петербуржцы о смерти Юрия Томошевского.

5 мая в результате несчастного случая трагически погиб актер и режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Томошевский, которого называли одним из главных романтиков Санкт-Петербурга. 

ПОЭЗИЯ БЫЛА ВЕЗДЕ

Юрий Томошевский родился 11 августа 1956 года в Пятигорске, про который он сам говорил так: «Это город, где убили Лермонтова. И где Лермонтов – наше все».

После окончания в 1978 году актерского факультета Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского в Москве судьба вновь привела его в город, тесно связанный с Лермонтовым.

Тогда город назывался Ленинградом, а Большой драматический театр, в который Томошевский поступил служить, носил имя Горького. И руководил этим театром великий Георгий Товстоногов, который сыграл важную роль в судьбе Томошевского.

Позже Юрий Томошевский говорил, что «поэзия там царила везде».

«Сам Георгий Александрович всегда читал стихи, читали Лариса Малеванная и Света Крючкова, стихи писал и читал Володя Рецептер… В этом театре я много учился. Потом появилась и у меня цель – заняться поэзией, и два года я сидел в театральной библиотеке и в Публичке – рыл Северянина, Сашу Черного», – признавался Томошевский.

Именно Георгий Товстоногов поддержал идею открыть театр-студию «Приют комедианта». И в 1987 году в подвальном помещении дома 16 по Малой Морской улице был основан театр, где устраивались представления с новыми для Ленинграда принципами сценического искусства – моноспектакли, а чуть позже и музыкально-поэтические вечера с участием многих известных артистов – Аллы Баяновой, Елены Камбуровой, Натальи Даниловой, Сергея Дрейдена, Игоря Волкова.

ТЕАТР НА КАРТЕ ГОРОДА

Вскоре в репертуаре театра появились не только моноспектакли, но и постановки с несколькими актерами. «Приют комедианта» стал участвовать в различных фестивалях, много и успешно гастролировать как в России, так и за рубежом.

В 1992 году «подвальчик» Томошевского обрел статус государственного театра, в 1998 году «Приют комедианта» переехал в собственное здание. А в 2000 году Юрий Томошевский покинул свое детище.

Нынешний директор театра «Приют комедианта» Виктор Минков с благодарностью вспоминает Юрия Томошевского.

«Театр организовал замечательный петербургский артист Юрий Томошевский. Он создал его в небольшом подвальчике на улице Гоголя, 16 (теперь Малая Морская улица. – Ред.). И театр сразу же получил большое признание, ведь Юрий на волне снятия барьеров к той потрясающей литературе, которую мы в силу цензуры не могли читать в советское время, открывал Серебряный век, который вернулся к нам вместе с перестройкой», – сказал Виктор Минков.

Он отмечает, что визитной карточкой молодого театра прежде всего стали спектакли «Блистательный Петербург» и «Старуха» (по Даниилу Хармсу). «Эти постановки на первоначальном этапе принесли славу театру. Тогда и все последующее время "Приют комедианта" выдавал такие спектакли, которые позволяли театру быть востребованным, значимым, зарекомендовавшим себя на театральной карте города и в итоге утвердившимся как настоящий театр», – сказал Виктор Минков.

ОН НИКОГДА НЕ СДАВАЛСЯ 

Сам Юрий Томошевский, отвечая на вопросы журналистов о своей любви к поэзии, говорил, что этим он прежде всего обязан своей бабушке.

«Бабушка на меня повлияла во всем. Во-первых, Библию я, конечно, знал. Во-вторых, это были мои первые заработки: по субботам на собраниях баптистов я читал стихи. У них, например, считалось богоугодным стихотворение Лермонтова "Скажи мне, ветка Палестины…". Меня ставили на табуретку, я читал, потом получал 3 рубля», – рассказывал он.

С огромной теплотой вспоминал Томошевский своих школьных учителей и особенно Надежду Алексеевну Сивкову, ученицу Завадского, театроведа, актрису и режиссера, открывшую в Пятигорске актерско-режиссерский факультет, на который Томошевский поступил после восьмого класса вольнослушателем. «Она приобщала к звучанию поэтического слова, к его красоте…», – говорил он.

В 2013 году он создал «Романтический театр Юрия Томошевского» и стал его художественным руководителем. Еще он придумал фестиваль «Город моих друзей», посвященный культуре Ленинграда – Санкт-Петербурга. Поставил более 50 спектаклей, учил студентов, снялся в комедии Юрия Мамина «Горько!».

Последним местом работы Юрия Томошевского стала Санкт-Петербургская государственная филармония для детей и юношества (где он и работал до последнего дня).

Народный артист РСФСР Николай Буров, который, по словам Юрия Томошевского, поддерживал его и сыграл важную роль в переходе на эту должность, считает, что это был удивительный человек, «светлый, незлобливый и никогда, как бы трудно ему ни было, не жаловавшийся на судьбу».

«Он никогда не сдавался даже в самые тяжелые времена, а они у него были разные. Он умел оттолкнуться от дна и пойти наверх – к солнцу, к свету», – сказал Николай Буров.

НАСТОЯЩИЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ

По словам Николая Бурова, Юрий Томошевский был редким актером, который прекрасно знал поэзию Серебряного века и сумел доказать, что она жива и нужна, особенно в таком городе, как Петербург.

Высоко ценит творчество Юрия Томошевского Михаил Шемякин, которого с режиссером связывали личные дружеские отношения. Именно в Центре Михаила Шемякина Юрий Томошевский и его «Романтический театр» играли спектакль «Опасные гастроли Высоцкого и Шемякина в веселом городе Париже», который каждый раз шел с аншлагом.

«Наша будняя жизнь многим казалась со стороны очень и очень театральной. Поэтому здесь фантазировать не нужно было. Мы с Высоцким в своей жизни столько нафантазировали, как вы догадываетесь... Этот спектакль – мой дневник, опубликованный в книге "Две судьбы"», – говорил Михаил Шемякин.

В центре, носящем имя художника, признаются, что не могут до конца принять эту утрату. Спектакль «Опасные гастроли Высоцкого и Шемякина в веселом городе Париже» имел большой успех не только в Петербурге, но и в Москве. Более того, Юрий Томошевский вместе с актерами «Романтического театра» собирался сделать еще одну постановку, на этот раз по знаменитому «Альманаху-77», выпущенному Шемякиным в Париже. Будет ли продолжен этот проект, пока неизвестно.

«Он был прекрасным рассказчиком, превосходным чтецом. Может быть, последним человеком, способным на мелодекламацию, которую он возвел в ранг искусства. Это серьезная утрата. И сегодня я не вижу бойцов такого калибра и такой тонкости, как Юрий Томошевский. Это был настоящий романтик. Он, хоть и родился в Пятигорске, безусловно любил наш город, которому отдавал все свои силы, и был настоящим петербуржцем», – сказал Николай Буров. 


Вы можете добавить "Петербургский дневник" в "Мои источники".