Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Чиновник из города трамваев назвал главную проблему России

Своим опытом в подходах и методах планирования дорожного движения, развитии и продвижении велотранспорта поделился гость из Германии Торбен Хайнеманн.

Для нашего города вопрос развития велотранспорта крайне острый. Ведь он затрагивает интересы и пешеходов, и автомобилистов, и самих велосипедистов. Своим опытом в подходах и методах планирования дорожного движения, развитии и продвижении велотранспорта поделился гость из Германии Торбен Хайнеманн в рамках открытой лекции в Петербурге.

Поменять мышление

«Я слышал, что последние 20 лет дорожное планирование в России развивалось согласно задокументированным разработкам и подходам 1975 года, – говорит руководитель отдела общего планирования в департаменте дорожного строительства и планирования транспорта администрации Лейпцига Торбен Хайнеманн. – Только сейчас у вас стали применять новые решения при дорожном планировании. Конечно, немецкий и российский подходы отличаются».

По словам Торбена Хайнеманна, все дело в мышлении. Перед специалистами Лейпцига стоит непростая задача – они хотят снизить автомобильное движение с 40% до 30% к 2025 году.

«В Германии делают всем известные автомобили марки Porsche и BMW. Безусловно, мы хотим продолжать выпускать эти машины. Потому что знаем, что, например, в России их обязательно купят. И в этом ваша основная проблема, – иронизирует Торбен Хайнеманн. – В то же время здесь, в Германии, мы стараемся сделать так, чтобы наши граждане ездили на велосипеде или ходили пешком».

Сегодня только в одном Лейпциге велодвижение достигает более чем 400 квадратных метров. В городе много лесопарков, в них расположены порядка 500-600 велодорожек. Кроме того, Лейпциг называют городом трамваев. Ведь практически 80% перевозок осуществляется именно на нем. Сейчас специалисты департамента разрабатывают скоростные, комфортные и доступные трамваи. Важно, чтобы транспортом могли пользоваться люди с ограниченными возможностями.

«Устойчивое развитие дорожно-транспортной инфраструктуры возможно, только если на первое место поставить пешеходное движение. На второе – велосипеды. То есть нужно поменять мышление, оставить автомобили в стороне и отталкиваться от человека», – утверждает Торбен Хайнеманн.

Скорость равно безопасность

По словам Торбена Хайнеманна, на дороге важно соблюдать скоростной режим. Причем это касается всех видов транспорта.

«Важно, чтобы во время движения у автомобиля и велосипеда была одинаковая скорость, – поясняет эксперт. – Она влияет на безопасность дорожного движения. У любого транспортного средства должен быть хороший угол обзора, чтобы видеть других участников дорожного движения». 

По его словам, скорость напрямую связана с углом обзора. При этом чем меньше скорость, тем лучше угол обзора. Поэтому если машина едет быстрее, чем велосипедист, это становится опасно. Лучше всего, чтобы скорость велосипеда и автомобиля была одинаковой.

Прозрачность для развития

Около 30 лет понадобилось жителям и специалистам из Лейпцига, чтобы сменить мышление, поставить на первое место пешехода и начать применять новые подходы при дорожно-транспортном планировании. 3 года назад в Лейпциге разработали концепцию дорожно-транспортной сети, над которой специалисты департамента трудились 5 лет.

По мнению эксперта, при работе над ней самым сложным было учесть мнение как жителей города, так и коллег. Зачастую горожане не получают всю необходимую информацию о том, что планируется делать на конкретной территории.

«Должны быть организованы публичные слушания при предварительном планировании. На них проектировщики, инженеры, дизайнеры, как правило, представляют план концепции жителям, – отмечает эксперт. – Люди делятся своим мнением, вносят предложения. Конечно, учесть точку зрения каждого сложно. Однако в любом случае демонстрация плана и прозрачность дискуссии важны».

Как отмечает эксперт, основная проблема – время. С момента слушаний, разработки плана и концепции до начала строительства проходит 10-15 лет. Интересы и предпочтения горожан, которые вносили свои предложения на начальном этапе, спустя время поменялись. В этом случае, по мнению Торбена Хайнеманна, нужно использовать разные современные методы для объяснения.

«Специалисты могут использовать, например, визуализацию. Благодаря ей можно рассказать, как и почему важно проектировать велодорожку на конкретной территории. Нужно переводить информацию на доступный и понятный язык для людей любого возраста», – отмечает специалист.

Мусор, мороженое и кофе

Сейчас транспортные средства охотно используются для рекламы. Например, в Лейпциге можно встретить велосипеды с изображением известной всем «кока-колы». Но в этом, по словам Торбена Хайнеманна, нет ничего необычного. Недавно в городе устроили посреди улицы гонку уборщиков мусора на двухколесном коне. Такие мероприятия больше привлекают внимание людей, популяризируют профессию и велосипеды.

Кроме того, во многих странах и городах мира мороженое и кофе можно купить не только в магазинах и киосках. По городским улицам разъезжают мороженщики на велосипедах. А в парках, садах и скверах, в том числе Петербурга, можно найти велокофейни.

Закрыть