Яндекс.Метрика
  • Валерий Заслонов

Михаил Шемякин представил воспоминания об отце в сборнике к 100-летию Петроградской ЧК

Шемякин не впервые публикуется в этой серии.
Фото: «Петербургский дневник»/Валерий Заслонов

В филиале Государственного музея политической истории России на Гороховой, 2, состоялась презентация очередного сборника серии «Следствие продолжается...», которую уже много лет создает Совет ветеранов УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В создании 12-го по счету тома, посвященного столетнему юбилею Петроградской ЧК, наряду с ветеранами следствия принял участие художник с мировым именем Михаил Шемякин, поделившийся с составителями воспоминаниями своей матери о Великой Отечественной войне, а также написавший рассказ о своем отце – «Красный кентавр».

«Отец для меня был человеком, сросшимся с конем. Кабардинец небольшого роста, уже в 9 лет попавший в армию, поскольку потерял семью во время революции. Потом и приемного отца – Шемякина, фамилию которого ношу. Его тоже расстреляли красноармейцы, но все равно отец сражался за Красную армию. В 13 лет он командовал взводом, а комбригом был будущий маршал Жуков. В Великую Отечественную они тоже вместе сражались, поскольку отец так и оставался кавалеристом. В дивизии отца воевала и моя мама», – рассказал он.

Фото: «Петербургский дневник»/Валерий Заслонов

Михаил Шемякин не впервые публикуется в этой серии, где помимо воспоминаний ветеранов следственных органов читатель получает возможность ознакомиться и с ценнейшими историческими документами, многие из которых ранее были снабжены грифом «Совершенно секретно». В 10-й сборник вошли его воспоминания о высылке из страны. При этом художник признался, что именно следователь постарался его «спасти от 64-й статьи».

«Он понимал, что это всего лишь завистливые наветы моих коллег. Мы очень любим говорить о том, что нас травило КГБ. Но самое печальное в этих историях, что в основном-то травили мы сами себя. Писатели писали доносы на писателей, музыканты – на музыкантов, художники – на художников. Одним словом, была борьба за большой котел с вкусной кашей – поездки за границу, мастерские, закупки работ. А КГБ – это, прямо скажем, не ласковый орган, но он был исполнителем, и фактически руками 5-го отдела художники расправлялись с художниками. Искусство объявлялось официально идеологическим фронтом. Естественно, генералы награждались по-генеральски, полковники – по-полковничьи. Мы же были на этом фронте инакомыслящими художниками – ни в коем случае не диссиденты, я политикой не занимался, как и многие мои друзья. Но именно за наше инакомыслие и взгляд по-иному на пейзаж, потрет, за желание сделать что-то новое против нас и восставали официозные художники, которые пытались с нами расправиться», – отметил он.


Вы можете добавить "Петербургский дневник" в "Мои источники".

Закрыть