Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Тяжелую судьбу Нижней дачи Николая II изменят реставраторы

Возрождение Нижней дачи императора Николая II станет последним аккордом послевоенной реставрации и одновременно завершит развитие всего ансамбля Петергофа.

Нижняя дача была возведена в середине 1880-х годов для императора Николая II архитектором Антонием Томишко, кстати, тем самым, который спроектировал знаменитую тюрьму «Кресты» в Петербурге.

Что было

«Государь хоть и выдал ему карт-бланш – он мог распоряжаться деньгами, нанимать подрядчиков, следить за строительством, но при этом император и особенно его супруга вносили коррективы в проектные решения прямо "с колес". Все это привело к тому, что Томишко не увидел реализации своего проекта», – рассказал главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов.

Несмотря на все трудности, четырехэтажное здание из двухцветного кирпича, желтого и красного, получилось выразительным и по своему облику напоминало итальянскую виллу.

Отдаленность Нижней дачи от Петергофа, полная недоступность для посторонних сделали ее любимым местом пребывания императора. «Наш дом у моря» – так называл ее Николай II в своем дневнике.

Именно здесь он и Александра Федоровна провели свое первое супружеское лето. Здесь родились их дети – великие княжны Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей.

В 1890-е годы, с рождением детей, дом стал маловат и был построен второй блок дачи, где располагались детские комнаты.

Сложная судьба

По словам Сергея Павлова, место, где стоит Нижняя дача, тяжелое и непростое. Это подтверждает и история дворца.

В первые советские годы здесь создали музей, в котором демонстрировались предметы царского быта и императорские игрушки.

Об отношении к этому музею лучше всего говорит характеристика, которую дали его тогдашнему директору Николаю Архипову, назвав его «хранителем царских подштанников».

Понятно, что такой музей не мог существовать долго, и в 1936 году в Нижней даче был открыт дом отдыха НКВД. А в начале Великой Отечественной сюда пришли фашисты.

«Они оборудовали здесь долговременное огневое укрепление. И сегодня можно увидеть залитые бетоном оконные проемы цокольного этажа, а наверху – амбразуру под зенитку. Причем они использовали захваченные у нашей армии зенитные орудия, которые оказались очень эффективны для борьбы с морской техникой», – рассказал Сергей Павлов.

Военные действия и особенно произведенный в начале 1960-х годов взрыв привели к полному разрушению комплекса.

Причины взрыва так и не удалось до конца выяснить. По местной легенде, кто-то из сыновей тогдашних начальников сломал на развалинах дачи ногу. И его разгневанный отец приказал снести ее с лица земли.

Есть и более прозаичная версия. Многие музейщики считают, что все дело – в советской идеологии, которой чужды были любые реликвии, связанные с царем. Тем более что, как говорят специалисты, взрыв был тщательно подготовлен, а такое могли сделать только профессионалы.

Что есть

«Тогда-то и возник вопрос: что делать дальше?» – вспоминает Сергей Павлов.

По его словам, было разработано несколько вариантов восстановления памятника. Первый предполагал его полное воссоздание.

«Но когда все проанализировали, то поняли две принципиальные вещи. Во-первых, современная практика такого не предполагает. Если бы у нас была хотя бы такая же сохранность, как у Большого дворца – 60-70%, то за работу можно было бы браться. А здесь 7-10%. И как это воссоздавать?» – задает риторический вопрос Сергей Павлов.

Тем более что дворец, хоть и назывался императорским, на самом деле был очень небольшим, со скромными помещениями и узкими проходами, что исключало всякую экскурсионную деятельность. Кроме того, возникла бы и проблема с наполнением экспозиции.

«Есть легенда, что Петергоф обладает огромным количеством вещей с Нижней дачи. Могу вам ответственно заявить: на самом деле это 14 предметов мебели и около 35 вещей, которые умещаются на одной ладони. Заполнить ими все пространство дворца просто невозможно», – объяснил главный архитектор Петергофа.

Рассматривался и вариант консервации руин. Однако в условиях петербургского климата он был признан трудновыполнимым. «Мы приняли достаточно тяжелое, выстраданное решение. Оно предполагает полное воссоздание всего строительного объема в исторических отметках с максимальным возвратом сохранившихся крупных объектов на свои геометрические места. Этот метод реставрации называется анастилозом», – объяснил Сергей Павлов.

Что будет

В дальнейшем на верхних этажах, скорее всего, будет сделана реконструкция кабинета Николая II, которую наполнят его подлинными вещами и предметами быта той эпохи. А внизу планируют разместить музейно-деловые пространства, которых сейчас так не хватает ГМЗ.

«Таким образом, мы получим необходимые жизненные пространства, которые нам позарез необходимы. У нас нет конференц-зала. Нет помещения для серьезной научной работы, нет лаборатории и нормальной библиотеки. Это все предполагается размесить здесь», – рассказал Сергей Павлов.

По его словам, в первую очередь это будет мемориальное место. А во вторую – рабочая зона и историко-культурный центр, где будут проходить выставки и устраиваться концерты, конечно, соответствующие духу этого места.

Все это позволит сохранить уникальную панораму Петергофа и силуэт береговой линии, воссоздание которой станет вторым этапом масштабного проекта.

Сейчас здесь сохранились фрагменты валунного укрепления и шлюпочный канал, по которому ко дворцу шла спущенная со «Штандарта» лодка (из-за того, что залив здесь мелкий, корабль не мог подойти близко к берегу). Все это предстоит отреставрировать.

Полностью работы по реконструкции Нижней дачи предполагается завершить в 2025 году. И тогда исторический ландшафт парка Александрия будет восстановлен полностью.


Вы можете добавить "Петербургский дневник" в "Мои источники".