Яндекс.Метрика
  • Святослав Афонькин

Дмитрий Краснянский: «Петербург – город интересный, и всегда что‑то может всплыть»

Ветеран петербургского горизбиркома, проработавший там 20 лет, Дмитрий Краснянский рассказал «ПД», почему Северная столица всегда привлекала пристальное внимание ЦИК, сколько судебных исков поступило после выборов президента и почему комиссия готовится к худшему при мысли о грядущих муниципальных выборах.

Совсем недавно в Петербург лично приезжала председатель Центризбиркома Элла Памфилова, которая несколько раз заявляла, что в городе на Неве с выборами все не совсем чисто. В ЦИК опасались, что большое количество открепительных заявлений выльется в массовое повторное голосование. Однако проверка опровергла все опасения главного избиркома страны: только в одном случае был выявлен факт получения двух бюллетеней одним человеком.

Тем временем ветеран петербургского горизбиркома, проработавший там 20 лет, Дмитрий Краснянский рассказал «ПД», почему Северная столица всегда привлекала пристальное внимание ЦИК, сколько судебных исков поступило после выборов президента и почему комиссия готовится к худшему при мысли о грядущих муниципальных выборах.

«ГОЛОСА ПОДСЧИТАНЫ КОРРЕКТНО»

– Как вы оцениваете президентскую кампанию? Как горизбирком ее пережил?

– Сработали хорошо, кампания проведена в соответствии с законом. Судя по количеству конфликтов, если сравнивать с 2012 годом, это небо и земля. Их даже меньше, чем в 2016 году. На некоторые территориальные избирательные комиссии жаловались больше, но мы прекрасно видим, где жалобы были надуманные, а где действительно есть какие-то претензии.

– Много было надуманных жалоб?

– Достаточно. Не могу назвать точное количество, но, заседая на рабочей группе по рассмотрению жалоб, я видел заявления, которые повторялись слово в слово, буква в букву. Видно, что их писали в одном месте, а потом веером рассылали, рассчитывая завалить жалобами того или иного председателя ТИК, за что тот может поплатиться своей должностью. В России были такие случаи. Тем не менее нет ни одной жалобы, которая ставила бы под сомнение итоги голосования на территории Петербурга. Ни один протокол не переписывался, и результаты не сфальсифицированы. Волеизъявление избирателей определено, голоса подсчитаны корректно.

– Прямо все без сучка без задоринки?

– Есть какие-то технические ошибки, они связаны с недостаточно хорошим обучением членов участковых комиссий. Это, понятно, есть всегда и везде. Если в системе работает 21 тысяча человек, то без ошибок просто не получится. Это статистика.

– Если сравнить профессионализм членов комиссий с 2016 годом?

– Он существенно повысился. Мы образовали у себя методический центр, где обучили все ТИК. Под нашим методическим центром они создали свои кабинеты, где обучили максимально возможное число членов УИК. Но не всех – некоторые прогуливали, некоторые не приходили на участки даже в день голосования. Мы подвели статистику, кто не ходил, и отдали эту информацию в партии, поскольку есть партии, которые всегда настаивают на том, чтобы их представителей включили в составы комиссий, а эти представители потом не работают.

«ТРИ ИСКА – ЭТО МАЛО»

– Многие избиратели жаловались в день голосования, что не могут найти себя в списке. Кто в этом виноват?

– Абсолютно на всех выборах бывают ситуации, когда человек не может себя обнаружить. Или наоборот, мой хороший приятель звонит и говорит: «Мой отец 3 года назад умер. Прихожу на участок, а он у меня в списке». Информацию для составления списков мы получаем от районных администраций, а не сами считаем людей. Администрации тоже сами никого не считают, они получают информацию от УФМС, ЗАГСов, судов, служб Министерства иностранных дел. Естественно, когда куча народа собирает, кому-то отдает, потом отдает нам, бывают ошибки. Нельзя добиться 100%-ной точности в списках избирателей, при условии что это пятимиллионный город. Это нереально, так же как и 100%-ная явка.

– Были ли иски после президентской кампании?

– В 2016 году были десятки, если не сотни исков, а сейчас всего три – это ничтожно мало на пятимиллионный город. Не считаю, что эти иски хоть чем-то обоснованы, но как же Петербург без судов? Такого быть не может. Обязательно кто-то пойдет в суд.

– Чего касались иски?

– Процедурных нарушений на УИК в день голосования. Если ты нарушил хоть какую-нибудь процедуру и даже не думал мошенничать, то на тебя можно подать в суд. Но здесь и в суд подавать не было смысла. Мы сами все рассмотрели, каждый случай, и если на участке ошиблись, то мы поправили.

– А что с тем человеком, который все-таки получил два бюллетеня?

– Центризбирком подозревал 69 человек в этом. После проведения проверки выяснилось, что подозрения подтвердились насчет одного гражданина, – это член ТИК №26 с правом совещательного голоса.

– К нему будут применены какие-то санкции?

– Естественно, это административная ответственность, штраф 30 тысяч рублей. Это должно быть неотвратимо. Мы понимаем, что человек должен подать несколько заявлений, и это невозможно проверить. Но проголосовать дважды нельзя. Если человек специально и осознанно пошел на это нарушение, то речь может идти только об одном – это провокация.

«МУНИЦИАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ – СЛОЖНЫЕ»

– Многие независимые эксперты отметили, что эта кампания была проведена на высоком уровне. А что мешало раньше так проводить кампании?

– Да и раньше все проходило на высоком уровне. Но сейчас нарушений стало значительно меньше, да. Пришел новый состав Центризбиркома и работает уже несколько лет. Те задачи, которые они ставят, отличаются от прошлого состава. И нижестоящие комиссии стараются выполнить эти задачи.

– Как будут проходить муниципальные выборы в сентябре 2019 года, чего ждет от них горизбирком?

– Обычно от муниципальных выборов мы ждем наибольшего количества жалоб. Поскольку у нас все-таки существует единая система избирательных комиссий, в которую муниципальные комиссии не входят. Они действуют сами по себе, так как не подчиняются нам. Если вспомнить выборы 2014 года, то была масса нарушений. Избирательные комиссии муниципальных округов закрывались от кандидатов, устраивали искусственные очереди, под надуманным предлогом отказывали в регистрации, чтобы у себя на местах провести нужных людей. Здесь горизбиркому просто не хватало рук справиться с этим валом нарушений. Мы боимся, что это все может повториться, учитывая, что наши возможности ограниченны, достаточно сложно уследить за всеми.

– Какие у вас есть рычаги влияния на избирательные комиссии муниципальных округов?

– Мы можем только рассмотреть жалобу и отменить результаты голосования на участке по этой жалобе.

– Но в этот же день будут проходить выборы губернатора. Какие организационные трудности могут возникнуть на них?

– Никаких. Выборы губернатора, как правило, самые спокойные, поскольку это не федеральная кампания и нет общероссийской федеральной истерии. Я абсолютно уверен, что эта кампания пройдет абсолютно спокойно, мы не видим никаких сложностей здесь вообще. Хотя Петербург – город интересный, и всегда что-то может всплыть. Но мы надеемся и почти уверены, что все у нас пройдет очень хорошо, в отличие от муниципальных выборов, которые обычно скандальны, хотя бы в силу огромного количества кандидатов.

Закрыть