Яндекс.Метрика
  • Тамара Скороделова

Искусство создавать: опытный петербургский инженер делится секретами профессии

Победитель XVIII всероссийского конкурса «Инженер года – 2017» в области машиностроения Роман Русских рассказал «Петербургскому дневнику» о тонкостях своей работы и мире будущего.

Победитель XVIII всероссийского конкурса «Инженер года – 2017» в области машиностроения Роман Русских рассказал «Петербургскому дневнику» о тонкостях своей работы и мире будущего.

– Роман, как вы пришли в профессию инженера?

– Через любовь к моделированию. Конечно, все началось с конструкторов. Я тогда жил в Кирове и, когда встал вопрос о поступлении в вуз, выбор был между факультетом автоматизации и факультетом 3D-моделирования. Я пошел на 3D-моделирование, стал работать на заводе, потом на мелком предприятии, которое делало молочное оборудование, а потом попал в противопожарку. Сейчас мы уже года полтора работаем над мебелью. 

– Какое изобретение представляли на конкурсе?

– Вообще, наша компания первой на российском рынке начала продвигать противопожарные шторы в массы. Чтобы огонь во время пожара не проникал в атриумное пространство с первого на второй этаж, устанавливается замкнутая штора, которая сшита специальным образом. Вся сложность в том, что нужно было сделать, во-первых, полотно, которое выдержит определенное время в соответствии со стандартами противопожарной безопасности, а во-вторых, разработать такую конструкцию, которая будет опускать полотно в любом случае во время пожара. Что бы ни случилось, штора должна опуститься.

– В каком формате проходил конкурс?

– В заочной форме. Нужно было за полгода до него собрать пакет документов, все свои патенты, разработки, статьи и отправить туда. И дальше жюри выбирало из нескольких тысяч участников номинантов и победителей. Там были различные направления – менеджмент в инженерии, нефтяная и газовая промышленность, машиностроение. Я победил в категории «Машиностроение». И еще мне присвоили победу в номинации «Инженерное искусство молодых».

На конкурсе я познакомился с академиками, сейчас мы с ними попытаемся наше изобретение двигать в массы.

– Планируете еще раз принять участие?

– Скорее всего, да. Потому что мы сейчас разрабатываем на волне импортозамещения технологическую диспетчерскую мебель. Это достаточно узкое направление, мало кто про него знает, но оно практически везде используется. 

Например, если взять любую диспетчерскую завода или аэродиспетчерскую, там используется специальная мебель, потому что у них специальное оборудование. То есть не простой стол, а железный с особыми креплениями, рассчитанный на 20 и более мониторов. К тому же я делаю его таким, чтобы можно было работать и стоя, и сидя. Мы продумываем эргономику и готовимся конкурировать с зарубежными производителями. Поэтому я думаю, что мы будем уже с новыми изобретениями подаваться на 2018 год.

– Что вам больше всего нравится в вашей работе?

– Нравится создавать новое. Что-то такое, что уже есть, но сделано плохо или представлено на рынке России только европейскими производителями. Потому что у нас национальная беда сейчас такая. Внимание людей сосредоточено лишь на общей картине, но ведь именно мелкие детали выделяют качество продукта. Еще мне нравится создавать сначала сам продукт, а потом полностью совершенствовать всю конструкцию, чтобы она была идеальной со всех сторон и долго служила.

– С какими трудностями приходится сталкиваться?

– Сам процесс работы во многих компаниях устроен неправильно. Тяжело сфокусироваться на разработке, когда тебя постоянно дергают для заполнения бумаг, составления технических заданий и оформления документации. Нужна определенная атмосфера, фокус – чтобы все умственные и физические процессы человека были направлены на разработку нового изделия. Тогда и результат будет отличный.

– Вы сказали, что пишете научную статью. О чем она будет?

– Я пишу ее для журнала Академии наук. Она о 3D-моделировании. У нас основное внимание обращается на чертежи, а не на 3D-модели. Но при этом современные технологии идут к тому, что 3D-модель необходима. Сейчас даже дома делают из 3D, а детали и заготовки – тем более. Это облегчает само производство. Кроме того, 3D-сканеры уже сделаны таким образом, что можно взять оригинал разработанной модели и ее 3D-скан, а специальное программное обеспечение показывает все недопустимые отклонения. Это занимает минуты три. Поэтому я и пишу статью о необходимости применения 3D-моделирования. В ней я немного затрагиваю тему образования, потому что сейчас в школе не закладывают навыки пространственного мышления. Но об этом я напишу уже в следующей статье.

– На ваш взгляд, профессия инженера сейчас популярна?

– Честно говоря, из-за вопроса денег она не так популярна, как раньше. Сейчас никто не хочет работать за идею, поэтому популярность низкая. Но энтузиастов очень много. Я езжу по конкурсам и вижу людей, которые работают за небольшую зарплату, но делают просто невероятные разработки.

– В каких еще конкурсах вы участвовали?

– Я вошел в Топ-100 инженеров России. А еще недавно меня приняли в Ассоциацию профессиональных инженеров. У нас проходят всякие конференции, мы делимся друг с другом опытом. Я активизировался, потому что понял, что конкурсы дают какое-то движение и возможность показать свои новые разработки.

– Как привлекать внимание молодежи к инженерному делу?

– Молодым людям нужно дать осознание их значимости и объяснить, что инженерия нужна, чтобы наша страна стала лучше, чем Америка или Китай. И именно в инженерии можно реализовать себя – твои разработки будут показывать на международных выставках, ты будешь получать награды, при этом принося пользу своей стране.

– Есть ли среди ваших проектов что-то для обычных людей, для повседневной жизни?

– Самое простое, что мы сейчас делаем, – стол, который предназначен для работы как стоя, так и сидя. Мы взяли за основу американский тренд и параллельно с нашей технической мебелью запускаем линейку таких столов. 

Сейчас разрабатываем бота для Telegram, к которому будет подключаться сам стол. Он будет писать человеку, что пора сменить положение и поработать стоя. Нажимаете на кнопку «встать» и стол поднимается на то положение, которое вам удобно. И вернуться в сидячее положение можно таким же образом. Это повышает продуктивность. У меня дома такой стол уже стоит. 

Еще одна похожая разработка – автоматические ролл-шторы, которые также работают через Telegram.

– То есть в будущем все будет автоматизировано?

– Да, и ручной труд будет заменен. Конечно, совсем от участия людей избавиться не получится, ведь техника требует обслуживания и контроля. Но вообще, мир будущего, который нам показывают в кино, уже недалеко. Автоматические машины, которые ездят самостоятельно, уже есть. Разрабатывается технология, когда можно позвонить машине, она приедет и заберет тебя. Если негде парковаться, ставишь машину в режим курсирования, она ездит по району и сама ищет парковочное место. А еду доставляют беспилотниками. Мир находится на такой стадии, что теоретически можно жить в автоматическом режиме уже сегодня.


Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть