Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Узнать в «Лицо»: в Петербурге покажут гран-при Берлинского кинофестиваля

В четверг в Северной столице в широкий прокат выходит комедийная драма польского режиссера Малгожаты Шумовски «Лицо». Картина уже получила Гран-при Берлинского кинофестиваля – 2018, а в настоящий момент показывается зрителям и критикам на Международном московском кинофестивале. Накануне предпоказ состоялся и в Петербурге, фильм представила кинокритик Ксения Реутова. «ПД» картину посмотрел и советует ее к просмотру в обязательном порядке.

В четверг в Северной столице в широкий прокат выходит комедийная драма польского режиссера Малгожаты Шумовски «Лицо». Картина уже получила Гран-при Берлинского кинофестиваля – 2018, а в настоящий момент показывается зрителям и критикам на Международном московском кинофестивале. Накануне предпоказ состоялся и в Петербурге, фильм представила кинокритик Ксения Реутова. «ПД» картину посмотрел и советует ее к просмотру в обязательном порядке.

Новое лицо польского кино
   
Малгожата Шумовски, как отметила Реутова, для российского зрителя режиссер малоизвестный. Дело в том, что до отечественного проката за все это время добрался только один ее фильм – «Тело», но постановщица уже успела подготовить 9 работ, завоевать множество наград на местном уровне, а также получить приз киносмотра в Локарно и четырех медведей в Берлине.
   
Шумовски родилась в семье журналистов. Ее отец кроме написания статей также занимался документальным кино, и большая часть кинохроники, попадавшей в фильмы Малгожаты, была ранее отснята ее отцом. Шумовски – выпускница ставшей уже легендарной киношколы в Лодзи, где ранее учились Роман Полански, Анджей Вайда и Кшиштоф Кесьлевски. Впрочем, это мастера уже старой школы польского кино, а Малгожата Шумовски – представитель новой волны и, возможно, даже возглавляет ее.
   
Ксения Реутова, рассказывая о Шумовски, назвала ее «режиссером-революционером, снимающим провокационное кино». Работы Шумовски «Во имя» и «Откровение» вызвали в ее родной стране и европейском обществе неоднозначные отзывы и большой скандал, но в последних своих фильмах кинематографистка немного поубавила пыл, оставив за собой право заниматься острой сатирой на современный уклад Польши.

От «Тела» к «Лицу»
   
«В фильме "Тело" Шумовски пыталась показать жизнь современной Польши», – рассказывает Реутова. Специалист подчеркнула, что в этой работе критические идеи Шумовски уходили на второй план. Герои встречались с личными мнением автора картины через просмотр телевизора, что, впрочем, есть и в «Лице», но все это делалось не настолько прямолинейно, как теперь.

В «Лице» Малгожата Шумовски выводит проблемы польского общества на первый план, убирая, как кажется, основную сюжетную линию на второй. Режиссер пытается достичь своим новым проектом максимального гротеска, гиперболизировать недостатки сложившихся устоев. В «Лице» зритель не сразу разберется, что правда, а что – чистый вымысел. Попасть в эту «сказку» помогает не только сам сюжет, но и операторская работа Михала Энглерта, который уже не раз работал с Шумовски над ее фильмами. Кадр в «Лице» постоянно размыт, нервируя зрителя, чего и пыталась добиться Шумовски.

Иисус с лицом чудовища
   
Сюжет у «Лица» простой: молодой парень Яцек – душа компании. Его любят все, у него самая красивая девчонка в деревне, а самого Яцека больше волнует собака по кличке Цыган и тяжелая рок-музыка. Работает герой над возведением самой высокой в мире статуи Иисуса Христа, которая должна стать выше своего «оппонента» из Рио-де-Жанейро. Во время работы Яцек получает серьезную травму, его лицо обезображено, врачи делают парню несколько пересадок лица, превращая его в чудовище, которое даже говорит-то с трудом.
   
Лицо вскоре превращает Яцека в национального героя, с которым все польские жители хотят сделать сельфи, но вот его семья (кроме сестры) и девушка не хотят больше видеть изуродованного «красавчика».
   
Яцека, блестяще сыгранного мужем Шумовски Матеушем Косьцюкевичем, некоторые его знакомые зовут Иисусом. Сам он работает над возведением статуи Христа, но религиозная тема не превращает Шумовски в атеиста-фанатика. Режиссера продолжают интересовать сразу много социальных аспектов, превращая «Лицо» в кладезь зеркальных для многих стран архетипов и ситуаций.

Разный язык – одинаковые люди
   
Ксения Реутова перед просмотром картины советовала обратить внимание на первую сцену. Там жители деревни Яцека ожидают открытия магазина, где проходит распродажа, а затем врываются туда, начиная избивать друг друга и вырывая из рук своих же товарищей уцененный товар. Пожалуй, такая ситуация не покажется чужой отечественному зрителю, который сам видит магазинные потасовки за мешки сахара с небольшой скидкой или за унитазы на распродажах.
   
Не лишены зеркального отражения действительности и другие эпизоды «Лица». К примеру, священник, который складывает себе в карман мелочь от пожертвований; телевизионщики и рекламщики, наживающиеся на горе конкретного человека или всей его семьи; конкурирующие друг с другом чиновники; приезжие мигранты, чей язык не могут понять местные, и множество других любопытных случайностей или специально подобранных Шумовски действий.
   
Конечно, «Лицо» – картина фестивальная, рядовому зрителю она покажется скучной или банальной, но поклонникам умных картин, подготовленных талантливыми мастерами, «Лицо» точно придется по душе. Все же хочет российский зритель знать, как же за границей живут люди. А там, как оказалось, и своих проблем хватает.
   
«Лицо» в прокате с 26 апреля. 

Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть