Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Эрмитаже впервые покажут картины Михая Мункачи

Сегодня, 24 апреля, в Николаевском зале Эрмитажа впервые в Петербурге будет представлена масштабная выставка «Михай Мункачи», посвященная творчеству самого знаменитого венгерского художника XIX столетия. Экспозиция, на которой можно увидеть 60 полотен художника, организована Государственным Эрмитажем совместно с Музеем изобразительных искусств – Венгерской национальной галереей (Будапешт) и Имре Паком (Нью-Йорк).

Сегодня, 24 апреля, в Николаевском зале Эрмитажа впервые в Петербурге будет представлена масштабная выставка «Михай Мункачи», посвященная творчеству самого знаменитого венгерского художника XIX столетия. Экспозиция, на которой можно увидеть 60 полотен художника, организована Государственным Эрмитажем совместно с Музеем изобразительных искусств – Венгерской национальной галереей (Будапешт) и Имре Паком (Нью-Йорк).

Творчество Михая Мункачи (1844-1900) занимает уникальное место в истории венгерского и мирового искусства. В его реалистичных жанровых полотнах изображены и сцены из жизни венгерских крестьян, и беззаботная городская жизнь, и выдающиеся люди того времени.

Особое место в творчестве художника занимают два знаменитых полотна, посвященных страданиям и смерти Христа: «Христос перед Пилатом» и «Голгофа». К примеру, для создания первой картины мастер написал 35 эскизов, а для второй – 15 этюдов, два из которых представлены на выставке.

Одним из любимейших жанров Михая Мункачи был портрет. Художник обладал способностью тонко чувствовать настроение своих моделей, что позволяло ему создавать великолепные образы. Среди лучших работ кисти мастера – «Портрет Ференца Листа» (1886), выдающегося венгерского композитора и пианиста. На выставке также демонстрируются «Портрет мадам Мункачи», «Портрет девочки», «Автопортрет II» и другие работы.

Значительное место в его творчестве занимают пейзажи. Один из них – «Пыльная дорога II» (после 1874), где передан эффект солнечного луча, проходящего сквозь облако пыли, поднятой проехавшей крестьянской повозкой, – критики называют настоящим шедевром живописи.

Произведения Михая Мункачи высоко оценены критиками, коллекционерами и художниками. Илья Репин называл его великолепным колористом, а Василий Стасов отмечал «беспощадный реализм» художника: «Мункачи один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе... Он смел, резок, неправилен, но зато глубоко правдив и выразителен: создатели новых школ и направлений всегда таковы».

Как рассказал куратор выставки старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Аникин, одной из причин необычайного интереса к творчеству Мункачи является его богатая биография, в которой присутствуют как головокружительные взлеты, так и падения.

Родившийся в небольшом городке Мункач, он всю жизнь подчеркивал свою любовь к этому месту, избрав своим псевдонимом название родного города. Уроки у местного художника, учеба в Будапеште и Париже принесли свои плоды. Его картина «Камера смертника, или Последний день осужденного» (ее также можно увидеть на выставке), представленная в 1870 году на Парижском салоне, принесла ему золотую медаль и популярность.

В 1878 году Мункачи написана картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму "Потерянный рай"» (она тоже есть на выставке). Это произведение принесло Михаю Мункачи всемирную славу, орден Железной короны и дворянскую грамоту от императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I. А на Всемирной выставке в Париже в 1878 году жюри присудило работе золотую медаль.

За сравнительно короткую жизнь Михай Мункачи успел сделать очень много. Однако такая преданность делу требовала от него недюжинной силы и хорошего здоровья, которого у него не было. 1 мая 1900 года Мункачи скончался в психиатрической лечебнице в Энденихе.

Как отметил Михаил Аникин, к выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Михай Мункачи» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2018). Сама выставка будет работать до конца июля.


Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть