Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

«Красный треугольник» поделят хипстеры и офисный планктон

Территорию бывшего завода «Красный треугольник» превратят в многофункциональный район, где найдется место офисам, креативному пространству, развлечениям и даже жилью. Сейчас местных арендаторов буквально под микроскопом изучают ученые-урбанисты.

Территорию бывшего завода «Красный треугольник» превратят в многофункциональный район, где найдется место офисам, креативному пространству, развлечениям и даже жилью. Сейчас местных арендаторов буквально под микроскопом изучают ученые-урбанисты.

Неподалеку от станции метро «Балтийская» стоит длинное кирпичное здание с несколькими башнями. На центральной башне из ржавых серо-желтых букв выложено слово «Треугольник». Это все, что осталось от названия предприятия «Красный треугольник». Раньше там изготавливали изделия из резины. Конечно, сейчас этого уже нет. Но там продолжает кипеть жизнь. Местные обитатели называют это место отдельным городом со своими правилами.

Эстетика красного кирпича

Желто-серая арка соединяет здания из красного кирпича. Она – центральный вход на территорию промышленного предприятия. Во всю длину арки установлен шлагбаум. Мужчина, видимо, охранник, только и успевает его поднимать. Сквозь территорию проходит центральная асфальтированная дорога. Поток машин такой, будто я нахожусь на одной из главных улиц Петербурга. По правую руку от меня полуразрушенное здание из темного кирпича. Остались только чердак, часть наружной стены и фундамент. Перед ним – небольшое гаражное кирпичное здание. Рядом стоят помятые иномарки без номеров и колес. А под одной из машин среди инструментов лежит мужчина в черных штанах и футболке. Здесь расположилась шиномонтажная мастерская, коих на «Красном треугольнике» много.


Слева от меня тоже небольшой автосервис в точно таком же кирпичном гаражном сооружении. К слову, практически все здания на территории бывшего промышленного предприятия – из красного кирпича. Правда, из-за многочисленных пожаров, сырости и образовавшейся плесени красный кирпич стал черным. А в оставшихся более-менее целых зданиях нет ни стекол, ни дверей.

Иду по центральной дороге вглубь территории, тротуаров нет. На газонах валяются бутылки, пакеты, обертки, пищевые отходы. По левую руку – действующие рельсы, по которым ездят бадьи для бетона и цемента.

Мужчина из пыли

Прямо передо мной – небольшой светло-серый гараж. Надпись на гараже гласит: «Мрамор и гранит». На входе в гараж стоит столик на колесиках, на котором лежит могильная плита. С трудом видны фамилия, имя, отчество, дата рождения и смерти человека. На пыльной плите несколько молоточков, гвозди и простые карандаши.
Меня приветствует мужчина, на вид лет 50-55, светловолосый, с голубыми глазами. На нем вельветовые закрытые тапки, коричневые штаны, бежевая кофта, а поверх нее серая толстовка. Вся одежда в пыли и мраморной и гранитной крошке.


Это Михаил Титов. По образованию он резчик по дереву. В 1980-х годах работал при «Ленпроектреставрации», в Пушкине, Петродворце и Гатчине. Затем в 1991 году уехал в Израиль, а в 2000-х вернулся в Петербург. И стал заниматься обработкой камней. Сейчас здесь, на территории «Красного треугольника», в своей гаражной мастерской, Михаил делает из мрамора и гранита винтовые лестницы, раковины и скульптуры. А могильными плитами занимается скорее для поддержания формы.

«Один заказчик привез мне вот эту скульптуру из Китая на доработку, – Михаил рассказывает и показывает мне статую девушки с опущенной головой, задумчивым взглядом. Она сидит на камне, придерживает какую-то ткань, видимо, чтобы та не слетела с туловища. В правой руке девушка держит кувшин, из которого вот-вот выльется вода. – У него было 18 таких скульптур, и вот одна из них оказалось с дефектами. У нее одна нога толще другой. Кроме того, шея слишком выпуклая. А на одном из пальцев правой руки неправильно "вырос" ноготь. Я все поправил. Правда, заказчик все не может забрать свое творение уже 4 года».

Михаил выбрал один из участков «Красного треугольника» под мастерскую по двум причинам. Во-первых, собственник помещения – близкий друг Михаила еще со школы. Во-вторых, из-за условий жизни здесь довольно дешевая аренда помещений.

Условия есть, бывало и хуже

Правда, по словам предпринимателя и местного обитателя Александра Эпштейна, сейчас на территории «Красного треугольника» с условиями жизни все в порядке. Инженерные коммуникации, водоотведение, электроэнергия есть во всех действующих помещениях.

«Я работаю здесь 20 лет. Лет 10 назад меня наняла одна из строительных компаний, я координировал рабочую бригаду. Мы строили одно из зданий, – рассказывает Александр Эпштейн. – Тогда на территории просто невозможно было находиться. Цивилизация пришла сюда чуть позже, когда постепенно стали приходить люди и брать в аренду помещения. Одними из первых были музыкальные группы, которые организовали здесь репетиционные базы. Сейчас есть отопление, вода, свет. То, что нужно для комфортной жизни и работы».

Что предлагают городу

Несмотря на бурную жизнь «Красного треугольника», пришло время что-то делать с огромной территорией, ведь в таком виде ее оставлять нельзя. В декабре прошлого года Смольный включил территорию бывшего завода в перечень кварталов, предназначенных для комплексного развития. Фонд имущества города попросил архитектурную мастерскую «Евгений Герасимов и партнеры» разработать концепцию развития территории.

«Мы предложили сделать многофункциональный район. Хочется, чтобы место было всем: и офисам, и креативным пространствам, и жилым помещениям, и развлекательному центру. Нельзя такую большую территорию отдать исключительно под офисы, – поясняет глава архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» Евгений Герасимов. – Кроме того, там нужно сажать деревья и кусты. Сейчас там совсем нет зелени».

Арендаторам, по словам Евгения Герасимова, предложат новые площадки для работы, причем на выгодных условиях.

«Думаю, что город рассмотрит возможность помочь собственникам с помещениями для арендаторов в других районах города. Конечно, важно, чтобы собственник не повышал при этом арендную плату. Но я думаю, что "обмен" будет происходить на равных условиях», – отмечает он.

Сейчас эскиз концепции находится на рассмотрении у Комитета имущественных отношений. Затем его презентуют губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и членам правительства города.

«Более глубокая проработка концепции, куда войдут варианты благоустройства территории, транспортная составляющая, утвержденный функционал каждого здания, начнется после получения финансирования проекта от города. Сейчас совместно с Институтом дизайна и урбанистики Университета ИТМО проводится полевое исследование направлений деятельности арендаторов, располагающихся на территории бывшего завода "Красный треугольник", представляющих креативную экономику, ремесла и досуг», – прокомментировали ситуацию в пресс-службе Фонда имущества Петербурга.

Закрыть