Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Таможня не дала добро на ввоз аппаратуры ЦРУ

Некие религиозные группы пытались провезти оборудование, разработанное ЦРУ, через многосторонний автомобильный пункт пропуска таможни (МАПП) «Торфяновка», но дело не выгорело. Мы узнали, что еще везут путешественники, и как ловят нарушителей.

Некие религиозные группы пытались провезти оборудование, разработанное ЦРУ, через многосторонний автомобильный пункт пропуска таможни (МАПП) «Торфяновка», но дело не выгорело. Мы узнали, что еще везут путешественники, и как ловят нарушителей.

До таможенного пункта осталось всего несколько километров. За окном мелькают серые покосившиеся домики поселка Кондратьево. Место по-своему знаменитое. Примерно с середины 60-х, когда через границу пошел стабильный поток иностранных туристов и грузов, на дороге от поселка до Выборга, появились так называемые «трассовики».

Предприимчивые ребята за водку и рубли скупали жвачку, джинсы и прочие радости капиталистического мира. Непримечательный поселок быстро стал пристанищем фарцовщиков всех мастей, получавших немалый доход от перепродажи своих приобретений.

– Тут даже у тринадцатилетних пацанов бывали свои машины. Гоняли по деревням – без прав, конечно, но при былом дефиците в стране, это что-то да значит, – рассказывал впоследствии один из старожилов поселка.

Налаживались «деловые» контакты, в лесах оборудовались тайники с нажитым добром, теневой бизнес приносил внушительный доход. Но времена изменились. Нет больше кондратьевских фарцовщиков, а от их былой славы осталось лишь эхо истории.

Междумирье

За поселком раскинулись безлюдные топи, где в лучах весеннего солнышка греются лебеди. Тут-то и начинается буферная приграничная зона. В ее глубине скрывается МАПП «Торфяновка», знакомый многим любителям поездок в соседнюю Финляндию. Словно покупатели гипермаркета перед Новым годом, десятки машины выстраиваются в длинные очереди.

– Сейчас еще ничего, а вот на выходные и праздники тут действительно не протолкнуться, – с легкой ухмылкой говорит замначальника таможенного поста «Торфяновка» Александр Брежнев. – Через наш пост идет около 60% товарооборота Выборгской таможни, в зоне ответственности которой несколько грузовых портов, и туристов, мягко говоря, немало.

– Что чаще всего пытаются перевести в обход таможни на личном авто? – спрашиваю, пока двое сотрудников осматривают салон машины с открытым багажником и капотом.

– Из России чаще всего сигареты. Капот откроешь – а там больше сотни блоков незадекларированных. А так – чего только не везут!

– Прячут в торпеде, под сиденьями, в крыльях, технологических нишах, словом, кто во что горазд, – к беседе присоединяется начальник таможенного поста, полковник таможенной службы Андрей Александров. – При въезде наблюдаем еще более интересную картину. Например, нашли швейцарские часы стоимостью 180 тысяч долларов. Участились случаи провоза оборудования для майнинга, уже есть несколько попыток провести под видом предметов для личного пользования оборудование, в разработке которого принимало участие ЦРУ. Причем аппараты все разные, ни одного одинакового мы не видели. Некоторые псевдорелигиозные группы под видом туристов неоднократно пытались провезти эти устройства, якобы для проведения сеансов психоанализа или что-то такое, кто этих безбожников поймет. Между тем устройства имеют криптографические функции и в принципе запрещены к ввозу.

– Какова дальнейшая судьба таких предметов?

– Недекларирование товара приводит к наложению штрафа в размере от половины его стоимости и выше. Скажем, если эти странные приборы стоят около 400 тысяч рублей, то есть штраф составит не менее 200 тысяч. В соответствии с законом, после вердикта суда у владельца есть 10 дней, чтобы принять решение о судьбе спорного груза. Если товар не подпадает под запрет на ввоз, то после уплаты штрафа есть три варианта: его таможенное оформление, перемещение на склад временного хранения или вывоз обратно за границу, – поясняет начальник поста.

Солнце скрывается за массивными тучами. Спустя мгновение приветливый, почти летний ветерок, лишившись поддержки светила, пробирает до костей. Неподалеку, на линии досмотра легковых автомобилей, служебные собаки с интересом принюхиваются к кроваво-красному минивэну.

Проследив за моим взглядом, Александр Брежнев замечает:

– Как-то ехала пара из Петербурга. Они собирались лететь из Хельсинки в США. С виду милые, приличные люди. Но наши четвероногие сотрудники сразу отреагировали. В итоге нашли 40 упаковок чая. Как выяснилось после экспертизы, он был перемешан с кокаиновым листом.

Вкусные предложения

Мимо нас деловито катится микроавтобус с довольными поездкой туристами. Шоп-туры – особая глава в таможенной повести. Наверняка любители путешествий в Финляндию знакомы с ситуацией, когда гиды просили их оказать «невинную» услугу: пронести через таможню пару килограмм заграничной рыбки или другие заграничные вкусняшки.

– При проведении таможенного контроля, мы можем запросить чек для подтверждения факта покупки этого товара, – говорит Андрей Александров.

– Если человек просто выкинул чек?

– Как показывает практика, любой хочет вернуть себе tax free и инвойс, поэтому чеки сохраняют. Покупка свыше определённой суммы подразумевает, что можно вернуть до 24% от стоимости товара. Кто же будет от этого отказываться? Так да, едут, распределяют по группе… Чего только я не насмотрелся за 22 года в таможне.

– Часто пытаются делать бизнес на туристах?

– На рейсовых автобусах – нет, а на туристических бывает. Наберут полный автобус, больше 50 человек, купят 300 килограммов «молочки» и распределяют по людям примерно в пределах нормы. Наверняка за помощь в перевозке предлагают некое вознаграждение: бесплатную поездку или деньги. Несмотря на это, соглашаются не все, тогда на одного может быть 7-8 килограммов, а это уже грозит составлением протокола. Так, недавно ссадили 10 человек: мы не можем держать весь автобус, но пока всех опросили, ни в чем не повинные люди тоже потеряли пару часов из-за нарушителей. Последние же провели еще больше времени на посту: оформление процессуальных документов – процесс не быстрый. Я не
могу снять десять сотрудников и отдать их на оформление этих документов, иначе встанет работа на полосах движения.

Глядя на группу туристов с увесистыми пакетами в руках, спрашиваю:

– По нормам можно перевозить лишь 5 килограммов товаров с животным белком, то есть рыбы, мяса, молочной продукции, и только в заводской упаковке. Но пачки бывают разные, если вышло превышение в сто, двести граммов – штраф?

– Де юре под санкции попадает все, что свыше 5 килограммов, но мы до абсурда тоже не доходим. А вот если везете хотя бы 6 кило, то да, составим на вас протокол.

– Бывают туристы-оборотни?

– Есть дельцы, которые набирают группы из тех, кому надо обкатать визу, или студентов, которым за некоторое вознаграждение предлагают бесплатно съездить в Финляндию с условием, что обратно они повезут определенные товары. Обычно это не дешевые вещи, а какая-то электроника и все, на чем можно заработать.

Мне сверху видно все

Ядовито желтый знак радиационной защиты красуется на толстой металлической двери неприметного здания, где скрыт инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК). Когда возникают подозрения, машину отправляют на таможенный контроль. Дело это не быстрое, учитывая фантазию контрабандистов. Особенно остро стоит вопрос с проверкой фур, которые за раз везут сотни наименований товаров, а их еще нужно взвесить и описать. Такая проверка может занимать несколько суток. Стационарный досмотровый комплекс позволяет сократить это время до 20-30 минут.

– Бывает, воздушный фильтр достают, чтобы что-то ценное скрыть, – замечает Александр Брежнев, пока мы заходим в длинное помещение, куда загоняют очередной грузовик.

После того как водитель покинет помещение, огромная рампа начнет сканировать содержимое грузовика. В принципе, это очень похоже на работу обычного сканера для документов, только очень уж крупного сканера. В итоге скрыть что-либо становится невозможно.

В небольшом помещении десятки мониторов. Одни со всех сторон показывают грузовик в туннеле сканирования, другие – поступающую от прибора информацию.

– В одном из фургонов вместо указанного мелкогабаритного груза оказалась незадекларированная снегоуборочная техника, а тут вот мы диски от пулемета за бензобаком обнаружили, – рассказывает высоченный главный инспектор поста Алексей Миходин. – Пару лет назад так 70 килограммов гашиша нашли. Эвакуатор перевозил машину, а в ней под сидением оказался тайник. В открытом лесовозе пытались провести шубы под вторым дном, в фургоне прятали товар за фальш-стеной… На ИДК это все очень хорошо видно.

Бесконечный процесс

Каждую минуту на пост с обеих сторон прибывают все новые легковушки, автобусы, грузовики. Упорядочить этот хаос – непростая задача.

– Машины разбиваем на несколько потоков. Грузовики и легковые – отдельно, причем легковушки тоже разделены на два потока: один для граждан России и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), другой для иностранцев, – отмечает замначальника поста.

– Кому проще преодолевать пост?

– В приоритете полоса для рейсовых и туристических автобусов. С выездом наших легковых автомобилей тоже проще, за исключением выборочного осмотра: они сразу идут на паспортный контроль и продолжают путь.

– С той стороны едут только финны и россияне, возвращающиеся из путешествия?

– Отчего же? Немцы, шведы, норвежцы. Да кто угодно. Немало наших, уехавших за рубеж на ПМЖ. Родственники и друзья же остались на Родине. Тут важно помнить, что въезжая на машине с иностранными номерами, нужно оформлять временный ввоз, что позволяет пользоваться автомобилем на территории ЕАЭС в течение года без уплаты таможенных пошлин.

– Что, если этот срок просрочен? – Спрашиваю я, пока высокий блондин в черных ботинках, приметив форму моего собеседника, уверенно шагает в нашу сторону.

– Зачастую проблемы возникают из-за форс-мажоров, угона или ДТП. Впрочем, иногда люди просто забывают об этих сроках и попадают под штрафные санкции. Так, недавно один из легионеров «Зенита» проезжал через пост на своем Бентли, а все сроки уже вышли. А ведь всего-то нужно было хоть на пять минут пересечь границу и переоформить документы.

Добравшись до нас, блондин на ломанном русском с явным немецким акцентом вопросил, где «он может быть взвешен, пожалуйста». Узнав нужное направление, вновь зашагал в указанную сторону.

– Он немного перепутал, взвешивать его машину не будут. Машина полненькая, товаров много, поэтому инспектор направил его машину на углубленный досмотр. Нужно проверить, нет ли превышения норм. По закону, беспошлинно можно ввозить и вывозить товары на сумму до 1,5 тысячи евро и не превышающие по весу 50 килограммов. К слову, уже к 2020 году эти нормы должны ужесточить до 750 евро и 35 кило.

Темнеет. Солнце медленно скрывается за горизонтом, но поток машин не ослабевает, движение на «Торфяновке» никогда не замирает полностью.


Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть