Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Из Берлина с любовью: в прокате «Свинья» Мани Хагиги

«Петербургский дневник» продолжает знакомить с фильмами, побывавшими на Берлинском кинофестивале-2018. Пожалуй, самой любопытной работой минувшего киносмотра стала криминальная абсурдная комедия из Ирана «Свинья», снятая Мани Хагиги. Этого постановщика можно назвать любимцем Берлинале. Большинство его фильмов постоянно попадают в столицу Германии и всегда получают весьма лесные отзывы от критиков и публики.

«Петербургский дневник» продолжает знакомить с фильмами, побывавшими на Берлинском кинофестивале-2018. Пожалуй, самой любопытной работой минувшего киносмотра стала криминальная абсурдная комедия из Ирана «Свинья», снятая Мани Хагиги. Этого постановщика можно назвать любимцем Берлинале. Большинство его фильмов постоянно попадают в столицу Германии и всегда получают весьма лесные отзывы от критиков и публики.
 

Политика как лейтмотив

Берлинский кинофестиваль в мире синемаголиков всегда считался одним из самых политизированных событий. Чаще всего из Ирана на смотр приезжали фильмы, работающие в жанре социальной драмы, имеющие острый политический подтекст. «Свинья» же представляется обычной черной комедией. Впрочем, Хагиги не был бы мастером авторского кино, если бы его фильмы завуалированно не критиковали существующую власть и элитные структуры.

После событий начала «нулевых», получивших название «Арабской весны», в Иране появились жесткие цензурные рамки, огромное количество запретов на то, как и что можно изображать в кино. Судя по «Свинье», эта цензура не настолько жестока или Хагиги все же сумел снять актуальный фильм, прикрыв его жанром «комедии».

И пришел маньяк

Действительно, фабула «Свиньи», кроме самого названия (свинья в этой культуре считает проклятым животным), не наталкивает проверяющие фильм иранские ведомства на удивительную дерзость режиссера.

Хасан Касмаи – опальный постановщик, которому правительство вот уже пару лет не дает снимать полнометражное кино. Пока Касмаи работает в рекламной индустрии, рассказывая об отраве для тараканов. В это время в Тегеране маньяк весьма жестоким образом начинает убивать самых известных режиссеров страны. Злоумышленник отрубает кинематографистам головы, а на лбу пишет слово «свинья». Конечно, Касмаи пугает появление маньяка, но режиссера больше раздражает, что убийца игнорирует его персону и не хочет его убивать.

Небольшой спойлер – личность маньяка зрителю так и не назовут. Дело в том, что Хагиги абсолютно не интересует, «кто убивает». Ему хочется рассказать о жертвах маньяка.

Тут то на первый план и выходит фигура Хасана Касмаи, блестяще сыгранная местным и малоизвестным в Европе и мире актере Хассаном Маджуни. Касмаи, по идее Хагиги, олицетворяет собой элитарное общество, которое как капризным и эгоистичным никак назвать нельзя. Жизнь Касмаи праздна и не тяжела. Он посещает карнавальные оргии, играет со старым приятелем в теннис, но постоянно находит повод для слез и грусти. Жаловаться на свою тяжелую жизнь он отправляется к дочери, ставшей его агентом, жене – ставшей его лучшим другом и матери, которая в «Свинье» и вовсе предстает телохранителем сына, вооружившись неким мифическим ружьем небывалой мощности.

Касмаи – мужчина избалованный, до сих пор не выбравшийся из подросткового возраста. Не смотря на свои 50 лет, режиссер продолжает носить растянутые футболки известных американский рок-групп (AC/DC, Black Sabbath и так далее) и постоянно жалуется на жизнь всем, кого встречает на своем пути. И подобный персонаж появился в одной из самых патриархальных культур на нашей планете.

Мани Хагиги – уникальный талант

«Свинья» смотрится весьма легкомысленным продуктов, в котором нет серьезности, а лишь неразбериха и постоянный кураж. С другой стороны, Хагиги всегда старается избрать для своих фильмов определенный легковесный фон, который заставит зрителя не только смотреть, но и думать над происходящим.

Такими получились и прошлые фильмы постановщика. В «Простом приеме» Хагиги спрятал критику общества под обычную (но только на первый взгляд) роуд-муви. В «Приходит дракон», вышедший на экраны в 2016 году, Хагиги сумел покритиковать все и всех, скрыв свои потаенные смыслы за суперфантастической историей, превратив триллер-детектив в разбор «грязного белья». Также режиссер поступил и в «Свинье», изобразив Тегеран, а может и весь мир в поле абсурдных персонажей, в котором ему – самому Хагиги – приходится работать и каким-то образом существовать.

Кстати

Конечно, «Свинья» - сугубо авторский и индивидуальный проект. Моментами затянутый, моментами – с провисающим сюжетом, но эта иранская картина стоит хотя бы разового просмотра.

После европейской премьеры в Берлине «Свинью» пока приобрели для проката только в России. Поэтому отечественный зритель станет первым, кто сможет оценить творчество одного из самых ярких и самобытных режиссеров Персидского залива.
«Свинья» в прокате с 19 апреля.

Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть