Наследие, которое мы потеряли: пять разрушенных домов Петербурга
В Петербурге насчитываются сотни исторических построек, которые когда-то украшали город, а сегодня их можно увидеть лишь на фото. Некоторые из них канули в Лету навсегда, другие же пытаются воссоздать заново.
Сальный буян
Среди исторических построек, от которых в Петербурге сегодня не осталось и следа, – Сальный буян. Монументальные амбары для хранения сала были возведены на Васильевском острове в 1807 году. Они располагались напротив Горного института. Фасады здания были спроектированы Тома де Томоном. Историческая постройка, по мнению градозащитников наших дней, могла бы стать сегодня прекрасным кластером или выставочной галереей. Но в 1914 году здание снесли.
«Еще дореволюционные градозащитники пытались спасти Сальный буян от сноса, но безуспешно. Сейчас там промышленная территория. Там нет выхода к Неве, к заливу. Если бы остался буян, он мог бы стать таким же пространством, как "Новая Голландия", например», – рассказал «Петербургскому дневнику» координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов.
Сегодня на месте Сального буяна, как видно на фото, расположен судостроительный завод.
Дом Ф. Меняева (ныне ТК «Стокманн»)
Последний дом по Невскому проспекту перед площадью Восстания, где уже много лет расположен современный торговый комплекс «Стокманн», ранее носил название «Дом Ф. Меняева» и принадлежал семье купцов Меняевых. Постройку XIX века, которую сейчас не узнать, эксперты тоже приравнивают к утраченному архитектурному наследию.
Фасады дома на Невском проспекте, 116/2, были выдержаны в стиле поздней классицистической эклектики с введением малого ордера. В 2006 году дом снесли и начали возведение нового здания.
«После строительства "Стокманна" исторический фасад немного восстановили, но не полностью. Чего стоит только стеклянный купол наверху! Это уже не исторический дом. Это наследие мы потеряли по ряду факторов. В том числе и потому, что был в этом проекте финский инвестор. В те годы иностранным инвесторам практически никогда не отказывали. Это – грубый для города проект. Сейчас торговый дом работает, петербуржцы в него с радостью ходят, фасады восстановлены частично, но если бы на этом месте сохранился первоначальный объект – жилой дом, для Петербурга это имело бы большую значимость», – отметил градозащитник.
Церковь Спаса на Сенной
Из тех исторических объектов, что остались только на фотографиях, и церковь Спаса на Сенной. В 1853 году на том месте, где сегодня расположен вестибюль станции метро «Сенная площадь», в Петербурге была церковь. За возведение церкви в те годы выступали купцы, которые 8 лет просили власти дать разрешение на ее постройку.
Спустя 70 лет новенькая церковь стала храмом. Архитекторы отмечали великолепную работу, выполненную в стиле позднего барокко, и любовались пятью куполами, которые возвели на многогранных барабанах. В феврале 1961 года церковь была уничтожена. В разгар очередной антирелигиозной кампании церковь взорвали вместе с доходным домом, расположенным неподалеку.
«Без этой церкви Сенная площадь до сих пор находится в некотором упадке. Много лет идут разговоры о том, что ее необходимо восстановить на прежнем месте. Обсуждать это стали еще во времена перестройки. Проблема в том, что на место церкви частично попал вестибюль станции метро "Сенная площадь", значит, надо как-то объект смещать. Этим занимались многие архитекторы, но пока четкого проекта нет», – рассказал Дмитрий Литвинов.
Такого же мнения придерживаются и архитекторы Петербурга: городскую площадь нужно срочно приводить в порядок. И работы предстоит много. Несмотря на то что фундамент церкви является охраняемым памятником, через него проходит много коммуникаций.
Церковь Рождества Христова на Песках
Этот исторический объект, возможно, вскоре вновь возродят. Но пока его можно увидеть лишь на архивных снимках. Церковь Рождества Христова на Песках была построена в 1787 году. Долгое время церковь была гордостью всего района. От названия храма даже стали переименовывать улицы. В 1934 году церковь разрушили и на ее месте построили сквер.
«Церковь планируют воссоздавать. Сейчас уже ведется работа по воссозданию. Церковь Рождества Христова на Песках – важная ремарка всего района. Она придает историческое значение всему району Пески. Многие скульпторы и архитекторы и в наши дни считают, что она была выдающейся архитектурной постройкой, достоинством строителей», – отметил значимость объекта градозащитник Дмитрий Литвинов.
По мнению архитектора Рафаэля Даянова, который многие годы занимается работой по восстановлению церкви, возвращать утраченные объекты очень непросто. Все необходимые документы есть, проект давно существует, строительство идет – и все равно работа предстоит непростая.
«Я занимался этим 15 лет. Сейчас объект находится в стадии становления, строительство идет. В течение года общестроительные работы будут завершены. И несмотря на то, что церковь восстанавливается на деньги дарителей, проблемы с финансированием возникают», – отметил архитектор.
Среди неурядиц, затягивающих строительство, попытки удешевления проекта и сложности с качеством строительных работ. Как говорится, ломать – не строить.
Бонов дом, химическая лаборатория М. Ломоносова
В середине XVIII века территория дома 50 на 1-й линии Васильевского острова сдавалась профессорам академии. В 1740 году здесь поселился Михайло Ломоносов, а через 8 лет появилась первая в России химическая лаборатория. Именно в этом помещении русским ученым были сделаны важнейшие открытия. Помещение сохранили и в советские годы, правда, в нем был обычный жилой дом. А во времена блокады исторически памятное здание было разобрано на дрова.
Сегодня в этом исторически памятном месте расположено уютное кафе, в котором продают пироги. Возможно, посетители общепита даже не догадываются, что несколько веков назад здесь трудился великий ученый. На верхних этажах – жилой дом. И никаких разговоров о необходимости воссоздать дом XVIII века не идет.
Мефистофель
И наконец, Мефистофель, об уничтожении которого разговоры не стихают несколько лет подряд. И хотя это всего лишь декор, а не отдельное здание, его не могут восстановить уже почти 2 года.
В августе 2016 года с фасада здания на Лахтинской улице, 24, был сбит барельеф, изображающий Мефистофеля. К подготовке проекта по восстановлению приступили почти год назад, но декор так и не восстановлен. Хотя, по мнению архитекторов, чтобы вернуть горельеф, хватило бы и нескольких дней.
«Это обычный архитектурный элемент, который восполним. Работа над его восстановлением – дело одной недели. Его нужно слепить, облить и повесить на место. Такого рода лепной декор на зданиях делается ежедневно в огромных количествах. Например, при реставрации фасадов исторических зданий. Я вообще здесь не вижу проблемы», – рассказал архитектор Даянов.
Угроза реального времени
Как отмечают специалисты, в последние годы отношение к историческим постройкам стало более трепетным. Многие разрушенные и уничтоженные здания планируют построить заново. Еще 50 лет назад все обстояло иначе.
«В 70-е годы, к примеру, исторические постройки вообще не охранялись. К историческому дому могли без всяких согласований сделать надстройку или, наоборот, снести несколько этажей. А если какие-то дома и не сносили, то не потому, что они представляли какую-то ценность, а потому, что они еще не были изношенными, не были аварийными», – напомнил эксперт.
В то же время реальная угроза сохранилась для деревянных исторических домов. Таких много осталось в Сестрорецке и других населенных пунктах Курортного района, а также в Пушкине, Павловске и Ломоносове. Градозащитники подчеркивают: несмотря на положительную динамику, все же в настоящее время не существует эффективного механизма, позволившего бы привести в порядок все ветхие, но представляющие историческую ценность дома.