Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Петербуржцев отучат ходить по траве

Чаще всего при проектировании жилых кварталов или парков пешеходные дорожки создаются исходя из эстетических представлений проектировщиков, а не из удобства пешеходов. Результатом этого становятся стихийно вытоптанные тропинки, с которыми пытаются бороться при помощи заборов, но это мало помогает. Как избежать этого, «ПД» рассказали специалисты.

Чаще всего при проектировании жилых кварталов или парков пешеходные дорожки создаются исходя из эстетических представлений проектировщиков, а не из удобства пешеходов. Результатом этого становятся стихийно вытоптанные тропинки, с которыми пытаются бороться при помощи заборов, но это мало помогает. Как избежать этого, «ПД» рассказали специалисты.

ПОД ПРЯМЫМ УГЛОМ

Каждый год с приходом тепла в Петербург горожане наблюдают одну и ту же картину: под ногами грязь, пыль, песок. Многие тротуары, пешеходные дорожки и газоны после дождя превращаются в болото, через которое пробираются люди. Зачастую горожане вынуждены прокладывать себе новые пути. В результате получаются вытоптанные участки земли, которые, по идее, для пешеходов не предназначены.

В большинстве случаев это происходит потому, что человеку свойственно искать кратчайший путь. Кроме того, большую роль играет планировка территории. Если в квартале все улицы проложены под прямыми углами, будьте уверены: большинство жителей обязательно срежут путь по газону или скверу.

НЕЛЬЗЯ ПРОСТО ВЗЯТЬ И СДЕЛАТЬ

Сейчас чаще всего используют один способ борьбы с протоптанными газонами – огораживают их заборами. Способ, как показывает практика, не самый действенный. Ведь зачастую заборы игнорируют, ломают или просто сносят.

По словам активиста движения «Красивый Петербург» аналитика Института дизайна и урбанистики ИТМО Егора Смирнова, заборы и прочие преграды неэффективны, а вот средства на них тратятся немалые.

«Как правило, по цене 1 метра железного забора можно сделать несколько квадратных метров дорожки. А проблему образования стихийных троп ограда не решает, – рассказывает он. – Люди зачастую специально обходят определенный кусок территории, так как иначе им приходится делать крюк в десятки, а иногда и в сотни метров. В итоге, делая выбор между долгим обходным путем и перелезанием через забор, люди выбирают второе. И зачастую его просто-напросто ломают».

Иногда ошибки допускаются на стадии проектирования. По словам архитектора, руководителя авторского коллектива специалистов и студентов, доцента кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ Светланы Даниловой, основная проблема при посадке газонов – это отсутствие общей концепции по благоустройству определенной территории.  

«Нельзя просто взять лопату и начать копать, не имея никаких наработок и не понимая общей концепции садово-парковой зоны. Работа всегда начинается с обсуждения и проектирования, – рассказывает Светлана Данилова. – Тем более это касается газонов. Мы наблюдаем протоптанные территории как раз из-за отсутствия продуманного подхода в работе».

И здесь важно, во-первых, признать ошибку и исправить ее либо не забывать учитывать во время разработки проекта, что людям помимо эстетики важно и удобство.

КОНЦЕПЦИЯ И ОТВАГА

Сейчас есть несколько предложений по улучшению ситуации с испорченными газонами.

Например, год назад правительство города проводило архитектурный конкурс на концепцию благоустройства территории Александровского парка. В течение 3 месяцев несколько творческих коллективов работали над тем, чтобы сделать комфортное городское пространство для горожан. Так, специалисты предлагали свои варианты, где и как лучше организовать зону для отдыха, какие заведения и в каком месте стоит открывать, какая территория пригодна для озеленения.

Все проекты посмотрел губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Победителем выбрали коллектив Архитектурно-строительного университета.

«Мы представили проект "Александровский парк. Зеленый перстень Санкт-Петербурга". В проекте мы учли вопрос с протоптанными газонами и предложили свое предложение по устройству пешеходных переходов для улучшения взаимосвязи с прилегающими территориями, – рассказывает Светлана Данилова. – А также предложили варианты по сохранению зеленых насаждений парка, высадке деревьев и кустарников взамен старых».

Кроме того, Егор Смирнов разработал веб-сервис для выявления проблем благоустройства Ant Road Planner, благодаря которому проектировщики могут избежать типичных ошибок еще на этапе планирования сети пешеходных дорожек в новом квартале или при подготовке реконструкции существующего двора или парка.

«Наша система берет карту местности, запускает на нее виртуальных пешеходов, они "бегают" по ней примерно несколько часов реального времени, а затем выдается отчет – предсказание мест образования стихийных троп», – рассказывает Егор Смирнов.

Наглядно увидеть результаты работы алгоритма можно на одном из примеров. На территории жилого квартала «Балтийская Жемчужина» были выявлены типовые ошибки – сеть дорожек не учитывает ни направления основных потоков движения пешеходов к остановкам, ни важность соединений между близко идущими пешеходными маршрутами. Ant Road Planner смог довольно точно предсказать эти проблемные места.

Сейчас этот сервис находится в открытом доступе. По словам Егора Смирнова, любой желающий может им воспользоваться, для этого на странице опубликована инструкция.

«Если человек узнает, что у него рядом будут благоустраивать двор, он может получить проект, предложить поправки и отправить их нам, – поясняет Егор Смирнов. – Мы сделаем ему подробный отчет».

Поэтому если вы хотите посмотреть, как планируют благоустраивать ваш двор, и какие ошибки могут быть допущены, вы можете прислать свои предложения на info@antroadplanner.ru.

Закрыть