
Константин Бронзит: «Мультипликация – это не праздник, а рутина»
8 апреля в России отмечают День российской анимации. Праздник не самый популярный, что уж там говорить. Но это еще один повод поговорить о том, что в последние годы Петербург стал столицей отечественной мультипликации. О том, как так получилось, «Петербургский дневник» спросил у известного российского режиссера Константина Бронзита, дважды номинировавшегося на «Оскар»
«МЫ КАК РАБОТНИКИ КИРОВСКОГО ЗАВОДА»
- Константин Эдуардович, вы, наверное, мультфильмы смотрите профессиональным взглядом, поэтому вам сложно получить удовольствие от просмотра.
- Это одно из самых распространенных заблуждений. Всё ровно наоборот. Профессиональный взгляд тем и отличается от любительского, что в состоянии увидеть или услышать (например, в музыке) гораздо более широкий диапазон нюансов и оттенков и именно от их «удачного сочетания» получить дополнительную радость, неведомую дилетантам. А вот другое заблуждение: у людей, не имеющих представления о кинопроизводстве, есть ощущение, что создание мультфильмов – это бесконечный праздник. Но ничего подобного. Это сложная рутинная работа. Чтобы получить секунду полноценной мультипликации, уходят недели жизни многих людей. Я не люблю термин «Профессиональное выгорание». Говорят, что если человек исписался, то значит, он был простым карандашом. Но профессиональная деформация происходит. Особенно у меня. Знаете, у поэта Кушнера есть замечательные строчки, написанные почти 60 лет назад: «Танцует тот, кто не танцует… А кто танцует в самом деле, и кто гарцует на коне, тем эти пляски надоели, а эти лошади — вдвойне!» Наша работа - не праздник. Нас можно сравнить с работниками Кировского завода. Даже не знаю, меньше ли там творчества, чем у нас.
- Вы все же немного лукавите…
- У нас и у них разная степень свободы. Если у них в каком-то цеху что-то сделают неточно, то трактор не поедет. Или поедет и тут же сломается. А если мы что-то сделаем неправильно, то большинство зрителей это не заметит. К счастью, мы делаем не самолеты! Здесь много амбициозных творческих людей, пытающихся решить одну задачу: создать хороший мультфильм. А еще люди пытаются шутить – ведь надо сделать весело. У всех разное чувство юмора, и нужно найти какой-то баланс между режиссерами, аниматорами, артистами... Это постоянное творческое трение, поиск компромисса. Тут не до радуги.
- Судя по тому, что у вас получается продукт, который большинству людей нравится, все же существует какая-то химия.
- Я думаю, что при сборке тракторов тоже появляется определенная химия. Правда, химический состав разный… А чтобы не было ощущения, что я кокетничаю, скажу еще раз: мультипликация - это трудно. Все любят смотреть мультфильмы. Но как только нормальный человек решит нарисовать в блокноте парочку картинок, чтобы они двигались, он тут же поймет, как это тяжело. Просто мы - чокнутые люди. Нам нравится все это рутинно создавать.
«СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМУ» ПРИХОДИТСЯ НАС ДОГОНЯТЬ»
- Как так получилось, что Петербург теперь - столица российской мультипликации?
- Всё получилось случайно. Такой «взрыв» трудно спланировать. Совершенно на пустом месте из-за энтузиазма продюсеров постепенно возникли две-три студии. Они двинули индустрию вперед. Сейчас даже «Союзмультифильм» смотрит в сторону Петербурга и пытается себя реанимировать.
- Да, они запускают новое «Простоквашино».
- Попытки есть. Но нас трудно догнать. Только одних полнометражных картин за последние десять лет сколько мы сделали! А есть ведь еще сериалы: «Лунтик», «Барбоскины»... Но мы за здоровую конкуренцию.
- Вы привели стихотворение Кушнера. Можно ли провести аналогию с 1960-мы годами, когда в Ленинграде появились Кушнер, Бродский, Соснора… Возникла ленинградская школа поэзии. Можно ли сказать, что сейчас возникла петербургская школа анимации?
- Думаю, да. Буквально до 1990-х годов в нашем городе ничего такого не было. В Ленинграде не существовало студии мультипликации. Делали только учебные фильмы для школ и что-то вспомогательное для научно-популярного кино на «Леннаучфильме». Но произошел некий «тектонический разлом». Стали появляться мультипликаторы. Стала появляться работа. Продюсеры этим заинтересовались. И пошло-поехало.
- А у вас есть конкуренция – с теми же коллегами из студии «Петербург», которая делает «Смешариков»?
- Конкуренция есть всегда. И в бизнесе, и в творчестве. А здоровая она или нет - зависит от атмосферы. У мультипликаторов давно сложилось, что это сплоченная среда. В масштабах страны, все-таки, нас мало. Это узкая специальность. Поэтому всем находится место, и каждый может выпендриться по-своему. Но каждый стремимся делать кино лучше другого. Мы рады друг друга удивлять. И рады и удивляться…
«НУ, ПОГОДИ» ДАЖЕ СЕРИАЛОМ НЕ НАЗВАТЬ»
- Можно ли сказать, что этот год для вас и студии «Мельница» будет необычным?
- Планы у студии достаточно традиционные. К Новому году будут новые «Богатыри». Кстати, у многих уже сформировалось представление: какой же новый год без «Богатырей»? Чуть позже на экране выйдет вторая часть «Урфин Джюса» - это 3D-анимация. Студия создает новый сериал для СТС. Я собираюсь к Новому году свой авторский мультфильм доделать…
- Расскажите, о чем он?
- Нет, это секрет. Короткометражный фильм. Из тех, что я всю жизнь делаю.
- Авторские мультфильмы – это прекрасно. Кстати, а почему авторских мультфильмов стало меньше, чем в советское время?
- То, что в советский период снималось много мультфильмов - миф. Сейчас производится в разы больше мультипликации, чем раньше. Раньше активней всех работал «Союзмультфильм» и еще несколько студий в союзных республиках. Но взять хотя бы «Ну, погоди!» За тридцать лет сделали примерно двадцать серий. По современным меркам это даже сериалом сложно назвать. Сегодня студии могут в год по сотне серий выпускать. Это я еще не говорю о полном метре. За всю историю СССР выпустили, может быть, 20 полнометражных мультфильмов.
- Ну а авторские мультфильмы? Какой-нибудь «Ежик в тумане»…
- Как бы это объяснить… Раньше такого понятия как «авторское кино» вообще не существовало. Был «Союзмультфильм», работавший по системе «социального заказа». Другое дело, что кто-то в условиях соцзаказа умудрялся делать настоящее авторское кино. Тот же Хитрук. Такие мультфильмы еще, знаете, показывали вечером под рубрикой «Мультфильмы для взрослых». Но сейчас много молодых авторов, и государство, к счастью, выделяет на такие мультфильмы деньги. Своя ниша у них есть, хотя кинотеатры такие мультики не крутят, а телевизорам нужны сериалы. Просто нужно понимать, что это некоммерческий контент, и в нем не очень заинтересованы медийные средства. Но он обретает себя на фестивалях, в интернете. Да, до зрителя ему не просто дойти, но если кто-то захочет, то найдет.