Светлана Феодулова: Я побью новый рекорд Гиннесса на концерте в Петербурге
11 апреля в БКЗ «Октябрьский» состоится уникальный международный проект Show Opera, соединяющий классическую музыку, виртуозный вокал, современные шоу-технологии и спецэффекты. В шоу примет участие обладательница самого высокого голоса в мире, финалистка телевизионного проекта «Голос» Светлана Феодулова. Выдающаяся вокалистка готовится установить новый мировой рекорд и взять самую высокую ноту в истории. Светлана – обладательница редкого колоратурного сопрано, ярчайшими представительницами которого являлись такие мировые оперные дивы, как Антонина Нежданова, Мария Каллас, Амелита Галли-Курчи, Рената Тебальди.
В период активной подготовки к концерту Светлана Феодулова дала эксклюзивное интервью «ПД» и рассказала о том, что такое школа колоратурного пения, как сохранить уникальный голос, чем она удивит слушателей на предстоящем концерте, и многое другое.
– Светлана, ваша мама по профессии инженер-конструктор, папа – физик-химик. Как в вашей жизни появились музыка, пение? Причем именно классика, а не поп или рок-музыка, например?
– В нашем доме часто звучала классическая музыка. Я воспитывалась в такой среде с детства. Потом обучалась в музыкальной школе (класс фортепиано) и Большом детском хоре имени В. С. Попова. Когда я была маленькой, познакомилась на концерте с Монсеррат Кабалье. Это настолько меня впечатлило, что после него я начала мечтать стать оперной певицей. Меня очаровал не только голос Монсеррат, но и ее харизма, энергия, стиль общения.
– Помимо того, что вы обучались пению и музыке в Москве, вы еще учились в Италии. Почему возникла необходимость туда поехать? И чем отличалось образование в Италии от российского? И в принципе, качественная ли в России сейчас профессиональная подготовка певцов, в частности оперных?
– Я считаю, что нельзя научить, можно научиться. Каждый педагог в моей жизни внес свой неоценимый вклад в тот результат, который я сейчас имею. Если мне не подходила школа, я просто говорила педагогу про мои ощущения зажима в голосе и о дискомфорте, и тогда мы меняли упражнения, находили подходящие для меня распевки и приемы.
Почему именно Италия? Так сложилась моя судьба. В России мне поставили профессиональную непригодность. Какое-то время я находилась в поисках педагога, не теряя надежды, что постановка голоса увенчается успехом. В России я брала мастер-класс у американского педагога Майкла Поло. После урока он был в недоумении от моих высоких нот и сказал, что мне надо съездить на прослушивание в Италию.
По его рекомендации я стала участницей оперного фестиваля. По окончании моего выступления мне предложили обучение в консерватории в Милане. Конечно, я не могла отказаться от этого предложения.
И я не стала бы брать на себя смелость рассуждать о том, где учиться лучше, поскольку очень многое зависит от педагогов, учебного заведения, а также от самого ученика. Если есть стремление научиться, то все получится!
– Известной оперной певице Антонине Неждановой в начале ее пути преподаватели говорили: «Голос хороший, но петь не умеет». Я так понимаю, Вы тоже с этим столкнулись?
– Совершенно верно. С таким «диагнозом» сталкивается практически каждая певица с колоратурным сопрано. Голос формируется очень нестандартно. Долго длится мутация. Иногда по факту формирования голосового аппарата создается впечатление, что есть дефект. Распознать формирование именно колоратурного сопрано может только большой профессионал, который когда-либо имел дело с премированием такого типа голоса. Это действительно большая редкость, так как голос такого плана встречается раз в столетие. Большая сложность найти педагогов, которые будут аккуратно шаг за шагом выстраивать обучение.
– Действительно ли исчезла старая школа колоратурного пения?
– Я бы не сказала, что исчезла школа. Точнее было бы сказать, что пропала мода на такой тип пения. Сейчас сложилось мнение, что опера должна звучать крупно и широко. Я не оспариваю такое веяние новых вкусов, но считаю, что слушатель должен иметь возможность знакомиться с разными вокальными техниками. В том числе с тонким колоратурным вокалом. Старая школа очень ярко раскрывает тембральные краски голоса, поэтому он звучит волшебно.
– Расскажите подробнее про колоратурное сопрано. Каковы его характеристики?
– Это полетный, подвижный, высокий женский голос. Под колоратурой имеется в виду подвижный и техничный голос. С ним можно пропевать красивые пассажи и трели.
– Как сохранить голос, исполняя партии на таких высоких нотах?
– Я живу в режимах: режимы молчания, питания и сна. При соблюдении этого голос сохраняет свежесть. И необходимо следить за своим общим состоянием. Надо стараться не волноваться и в стрессовых ситуациях сохранять баланс.
– Расскажите про ваши творческие эксперименты. Я уже где-то прочитала, что вы представляете стиль Crossover. Что это за стиль? И есть ли какие-то другие в вашем арсенале?
– Стиль Crossover означает смешение музыкальных стилей. Я люблю экспериментировать над аранжировками оперных арий, сохраняя при этом форму произведения и классическое исполнение. В таком формате классическая музыка приходится по вкусу современной молодежи.
– Как изменилась ваша профессиональная жизнь после проекта «Голос»?
– Этот проект очень помог мне вынести классическую музыку на большую сцену и познакомить современного слушателя с оперным искусством, рассказать про колоратурное сопрано. Для меня было настоящим открытием, что моими основными слушателями стали дети. Я по сей день получаю большое количество писем от школьников и их родителей. Я счастлива, что такие проекты дают возможность молодым исполнителям представлять свой жанр широкой аудитории.
– Вы побили рекорд Гиннесса в 2010 году, взяв самую высокую ноту в мире. В анонсе концерта Show Opera написано, что вы планируете на этот раз взять самую высокую ноту в истории…
– Во время концерта я действительно побью новый рекорд на глазах у публики. Касательно того, как это будет происходить, мы пока сохраняем интригу – держим все в секрете. Но, поверьте, это останется в сердце на всю жизнь и запомнится обязательно. Номер будет очень интересный. Концерт сам по себе очень отличится от стандартной классической программы.
– Интересно, что Show Opera – это музыкальное шоу в формате объемного звука. А нужен ли в принципе колоратурному сопрано объемный звук?
– На высоких нотах при объемном звуке создается ощущение, что голос окутывает каждого зрителя. Очень интересный эффект!
– Это правда, что вы собираетесь создать собственную вокальную академию? В чем будет ее особенность?
– Да. Уже в следующем месяце будет открытие. В академии будет применяться нестандартный подход к обучению, она станет уникальной по составу педагогов и предметов. Чтобы избежать конкуренции, я пока держу в секрете многие особенности академии.
– Вы действительно участвовали в записи гимна Санкт-Петербурга? Почему? Вы ведь москвичка…
– Да. Я очень люблю Петербург, и так сложилось, что часто выступаю здесь. Когда мне предложили записать версию гимна к праздничному концерту на День города, с радостью согласилась.
– Запланированы ли у вас еще какие-то интересные проекты, о которых мы не знаем?
– Да. И я вновь удивлю вас! В этом месяце выйдет клип и новая песня – гимн к чемпионату мира по футболу.
***
Show Opera – это захватывающее музыкальное шоу в формате объемного звучания Surround Sound. Это великолепные оперные арии, знаменитые неаполитанские песни, «вечные мелодии» и колоритные русские романсы. В программе «Хиты трех столетий» прозвучат шедевры мировой классики, которые исполнят лучшие голоса оперной сцены.
В представлении примут участие Большой симфонический оркестр и солисты ведущих оперных театров – признанные в мире музыки вокалисты, а также выдающиеся молодые исполнители – участники популярных телевизионных проектов: солист Венской оперы Олег Лоза, солисты Большого театра Александр Миминошвили, Алла Петрова, солисты Мариинского театра Григорий Чернецов, Карина Чепурнова, Борис Степанов, финалисты телевизионного проекта «Голос» Светлана Феодулова, Илья Римар, трио теноров O.R.P.H.E.U.S, международный симфонический оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова.
Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».