Яндекс.Метрика
  • Святослав Афонькин

Заманить «новых богатых» Китая в Петербург: сложно, но нужно

Поток туристов в Петербург из Китая растет из года в год. Однако количество пока не перетекает в качество: город получает от таких гостей меньше денег, чем ожидал. Чтобы исправить ситуацию, в Комитете по развитию туризма СПб планируют привлечь платежеспособных любителей лакшери-отдыха из Поднебесной.

Поток туристов в Петербург из Китая растет из года в год. Однако количество пока не перетекает в качество: город получает от таких гостей меньше денег, чем ожидал. Чтобы исправить ситуацию, в Комитете по развитию туризма СПб планируют привлечь в Петербург платежеспособных любителей лакшери-отдыха из Поднебесной.

ОХОТА ЗА ЛАКШЕРИ-КИТАЙЦАМИ

О таких планах городского правительства поведала заместитель председателя Комитета по развитию туризма Нана Гвичия.
«Китайские туристы, приезжающие в Российскую Федерацию, и китайские туристы, посещающие Европу, отличаются. Существует лакшери-туризм и у китайцев. Мы сейчас работаем над этим направлением. Вклад в экономику от китайских лакшери-туристов может быть больше, чем от европейцев», – сказала Гвичия. 

Об этом зампред комитета рассказала, отвечая на вопрос депутата ЗакСа Алексея Макарова. Он спросил о ситуации с неприятными особенностями китайского туррынка, о котором не раз писали местные СМИ. По их информации, китайские гости Северной столицы часто пользуются своими гидами, которые ведут деятельность без разрешений, специальными отдельными ресторанами и сувенирными магазинами, покупки в которых проводятся мимо кассы и городского бюджета.

Гвичия заявила, что ни одна иностранная компания не имеет права принимать китайские группы на территории РФ и все фирмы города, которые занимаются этим, российские. Юридически тут подкопаться невозможно.

«Взаимоотношения и взаимные расчеты, возникающие между компаниями, которые отправляют группы и принимают их в РФ, вызывают большие вопросы. Но, к сожалению, при проверках юридически мы не имеем права к ним придраться», – сказал Гвичия.

По ее словам, между правительствами Петербурга и Шанхая существует соглашение, которое изменит условия работы туристических компаний. Там уже есть четкие требования, которые заставляют прописывать в документах не только принимающую компанию, но и подробный экскурсионный маршрут группы и гида-переводчика. Все это даст возможность жестче контролировать финансовые потоки.

Зампред комитета также призналась, что вклад в городскую экономику от китайцев «не настолько эффективен, как мы бы ожидали от такого большого количества туристов». Именно поэтому комитет намерен работать над привлечением в Петербург более платежеспособной публики из Поднебесной.

КОНЦЕРТЫ, СПЕКТАКЛИ, ГАСТРОТУРЫ

Нана Гвичия в разговоре с «Петербургским дневником» сообщила, что сейчас эта программа находится на этапе разработки. По ее словам, обеспеченную публику из Азии, согласно европейскому опыту, привлекает не классический культурно-познавательный экскурсионный туризм, а индивидуальные или рассчитанные на небольшие группы туры, ориентированные на шопинг, гастрономию и посещение отдельных мероприятий, концертов и спектаклей.
«Это предлагали программы "Белые ночи" и "Белые дни", где отдельные музеи и театры разработали специальные продукты для туристов», – сказала Гвичия.

Возможно, в подобном ключе будут развивать направление лакшери-туризма для китайцев, отметила Гвичия.

СЛОЖНО, НО ОЧЕНЬ ПЕРСПЕКТИВНО

По мнению замдиректора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) Павла Румянцева, комитет делает правильную ставку. Экономические успехи Китая приводят к увеличению числа «новых богатых», которые, безусловно, будут ценным приобретением для туристического рынка Северной столицы.

«Считаю, что идея реальная и комитет выбрал верное направление мысли. Отдача с такого туриста для всех сегментов туриндустрии значительно выше, а износ инфраструктуры – меньше. Не знаю насчет сравнения с европейскими туристами, но точно, если сравнивать с массовым туристом из Китая», – сказал Румянцев.

Он отметил, что состоятельные путешественники из Поднебесной обладают значительно более высокой культурой потребления и поведения, которое не будет озадачивать рестораторов, отельеров и других гостей города, как это порой происходит с менее богатыми азиатами.

«Их национальные особенности не всегда устраивают как жителей города, которые их принимают, так и других туристов, находящихся с ними в одном пространстве. Я говорю о громкой речи и приготовлении своей еды в номерах гостиниц. Это не голословные заявления, а конкретные факты, которые нам приводили туроператоры. Такая специфика есть, но не надо делать из этого ужасы. В целом китайцы – весьма качественные туристы, хоть и со своей спецификой», – отметил Павел Румянцев.

Эксперт также подчеркнул, что у лакшери-путешественников из Китая есть очень важная и приятная для туристической индустрии особенность – они любят демонстративно тратить значительные суммы денег.

«Даже богатые китайцы все равно предпочитают путешествовать компаниями по пять-шесть человек. В рамках этих компаний они любят поражать друг друга богатством и уровнем потребления. Между ними происходит соревнование, которое нам очень выгодно, ведь они будут покупать наши товары и услуги», – сказал Румянцев.

Привлечь такую публику будет непросто, но реально, считает замдиректора СЗРО РСТ. 

«Есть классические рецепты – это участие в лакшери-сегментах тревел-выставок, в тех мероприятиях, которые проводят зарубежные лайф-стайл журналы. Конечно, необходимо формировать культуру амбасадоров (лидеры мнений, которые могут влиять на аудиуторию. – Ред.), о чем ранее заявлял комитет. Это должны быть те люди, которые пользуются огромным авторитетом в Китае. Нам надо с этим работать, а Восток – дело тонкое. Китайская культура довольно специфичная. Нужно будет глубоко разбираться, чтобы понять, кто является для богатых китайцев таким трансцептором, и налаживать с ним отношения. Это затратно как материально, так и интеллектуально. Тем не менее все возможно», – сказал Румянцев.

Павел Румянцев также отметил, что уровень гостиничной и другой туристической инфраструктуры Петербурга сейчас удовлетворяет мировым стандартам и тут у города не будет никаких проблем.

«Богатый китайский турист более глобализирован и более заинтересован в том, чтобы аутентично воспринимать место своего отдыха: пробовать именно русскую кухню, а не всегда склоняться к китайской еде, жить в апартаментах в исторических особняках. В этом смысле он более понятен нам и отельерам. Здесь он сближается с американским и европейским туристом, а тут у нас есть большой опыт и достаточно высококлассных пятизвездочных отелей», – сказал эксперт.

СИЛА АЗАРТА

Председатель совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму Юрий Цуркан в разговоре с «ПД» отметил, что Смольный выбрал очень верное направление, но пока что есть определенные сложности, и как правительству, так и бизнесу придется серьезно поработать, чтобы их преодолеть.

«К сожалению, лакшери-сегмент Китая ориентирован не на Россию. Традиционно сложилось, что люди с деньгами едут либо в Европу, либо в Америку, либо в страны Азиатско-Тихоокенского региона, например Сингапур. Там у них есть возможность безопасно и с комфортом потратить свои деньги на развлечения, которые они не могут получить в Китае», – сказал Цуркан.

В качестве примера он привел игорный бизнес, запрещенный в КНР. Люди, желающие поиграть в рулетку, вынуждены ехать за границу.

«Кроме того, полагаю, что правительство будет планировать расширение информационного поля. Необходимо придать большее значение рекламе Санкт-Петербурга как туристического центра не только историко-познавательного уровня. А ведь сейчас город рекламируется именно с этой стороны. Нужно представлять Северную столицу с точки зрения индустрии развлечений VIP-класса. У нас непочатый край работы», – сказал Юрий Цуркан.

КАК ПО ЕЛИСЕЙСКИМ ПОЛЯМ И БРОДВЕЮ

Глава Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар настроен менее оптимистично. По его мнению, состояние туристической и пешеходной инфраструктуры Петербурга может не удовлетворить изысканные вкусы состоятельной китайской публики.

Гарбар отметил, что уровень обслуживания в отелях Гонконга выше, чем в Нью-Йорке, и китайские богачи в любом случае рассчитывают на сервис не ниже европейской планки, к которому Петербург только стремится.

Однако наибольшие опасения у Леонида Гарбара вызывают состояние и чистота петербургских тротуаров, фасадов и витрин, а также ухоженность зеленых насаждений.

«Богатые иностранцы – это не наши миллиардеры: они не рассматривают достопримечательности из окна своего "Роллс-ройса". Они хотят гулять по Петербургу так же, как привыкли ходить по Елисейским полям в Париже или по Бродвею в Нью-Йорке. Просто выйдите из гранд-отеля «Европа» и пройдитесь пешком до Русского музея или Невского проспекта, посмотрите, в каком состоянии там плитка», – сказал Гарбар и рассказал, что как-то раз споткнулся в самом центре города и порвал себе брюки.

С другой стороны, он отметил, что в последнее время в Петербурге появляется более качественная высокая кухня, да и в престижных магазинах город не испытывает недостатка.


КСТАТИ

Отметим, что, по данным Комитета по туризму, в 2017 году Петербург посетили 7,5 миллиона туристов, что на 8,4% больше, чем в 2016 году. При этом в Смольном ждут, что общее число туристов, посетивших Петербург, достигнет 8 миллионов.

Доля иностранцев в туристическом потоке возросла на 24,1% за 2017 год. Как отметили в комитете, это связано с нарастающей популярностью Петербурга у жителей азиатского региона. Однако объем платных услуг вырос только на 4,5% в сравнении с 2016 годом и составил 26 миллиардов 676,4 миллиона рублей.