Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Суд в Петербурге вынес приговор серийному насильнику

В Калининском районном суде Санкт-Петербурга оглашен приговор 46-летнему Дмитрию Попову, признанному виновным в целой серии преступлений сексуального характера.

В Калининском районном суде Санкт-Петербурга оглашен приговор 46-летнему Дмитрию Попову, признанному виновным в целой серии преступлений сексуального характера. Мужчина, получивший от оперативников прозвище Форточник за манеру ночью проникать в квартиры на первых этажах через окно и насиловать спящих женщин, многие годы оставался неуловимым. Как сообщили «Петербургскому дневнику» в Объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга, в случае вступления приговора в силу Попов проведет в колонии общего режима 8,5 лет. Разумеется, за исключением срока, проведенного в СИЗО.

Ночной кошмар

В одну из ноябрьских ночей 2015 года 23-летняя жительница одного из домов по ул. Софьи Ковалевской проснулась от того, что кто-то зажал ей рот ладонью. Открыв глаза, увидела мужика, привалившегося рядом с ней на диван, который левой рукой скинул с нее одеяло и начал лапать за интимные места.

«Как вы сюда попали?» - только и смогла в ужасе произнести женщина, когда незваный гость убрал руку с ее рта, чтобы затем резко перевернуть жертву на живот. Кричать было бесполезно: муж был на работе в Сланцах, в квартире женщина она находилась одна. К тому же закричишь, а вдруг у негодяя нож, который он с легкостью пустит в ход?

Удовлетворив страсть, насильник прошел на кухню. После того, как все звуки стихли, женщина вышла из комнаты в коридор. Правая створка окна в кухне была распахнута, один из стоявших на подоконнике цветочных горшков валялся на земле. Из-за «клумбы» на подоконнике женщина в последнее время не закрывала установленную с внутренней стороны окна раздвижную решетку, чем и воспользовался преступник.

Немного придя в себя, женщина позвонила в полицию. С этого эпизода и началось раскрытие целой серии половых преступлений.

География преступлений

Вскоре следователи и оперативники выявили еще несколько схожих по характеру преступлений, зафиксированых в Петербурге. Расширив географию поиска, выяснили, что насильник, пробиравшийся в квартиры на первых этажах жилых домов через открытую форточку, несколько лет орудовал в Бокситогорске. Там одной из его жертв в 2005 году стала 13-летняя девочка. Непосредственно от изнасилования ее спасло то, что злодея спугнули проснувшиеся от шума родители, успевшие увидеть в темном коридоре лишь фигуру незнакомца, выскочившего через дверь на лестничную площадку.

По одному из адресов криминалисты сумели взять образец генетики насильника. Еще один позже выдала следствию потерпевшая, к которой Форточник периодически наведывался на протяжении нескольких лет. Почему дама сразу не обратилась в полицию, можно лишь догадываться. Говорит, что боялась расправы. Правда, страх не заставил ее ни держать закрытой форточку, ни установить решетки на окна. Зато благодаря пугливой дамочке у сыщиков появился образец биологической жидкости неуловимого насильника, который жертва сохранила в морозильнике.

Ряд потерпевших пришлось устанавливать оперативным путем, поскольку заявления писали далеко не все, рассуждая примерно так: «Не избил, не ограбил, не убил – и ладно». Так постепенно уголовное дело, которое находилось в производстве следственного отдела по Калининскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу, обросло 17 эпизодами.

Страх, кстати, сковывал не всех. Одна из дам в момент, когда преступник начал стягивать с нее ночную рубашку, дотянулась до стоявшей на прикроватной тумбочке бутылке и что есть силы долбанула ею негодяя по голове. Тому пришлось спасаться бегством. Еще одна петербурженка заставила насильника ретироваться, заявив, что является ВИЧ-инфицированной.

Мотоцикл с коляской

Изучая материалы по бокситогорским эпизодам, следователи наткнулись на упоминание мотоцикла с коляской, на котором скрылся негодяй. Из ответа на запрос следовало, что таких транспортных средств в областном райцентре зарегистрировано… 27 тысяч! Из этого количества исключили все утилизированные на момент совершения преступления, а также не подходящие по цвету. Владельцев остальных начали отрабатывать.

В одном из эпизодов насильник оставил под окном следы обуви на свежевыпавшем снегу, которые привели отправившимся по ним жертву и ее знакомых к дому на улице Вишнякова. У одной из квартир они обнаружили лужу воды: кто-то стряхивал снег с обуви. Полицейские забрали этого жильца в отдел, но вскоре установили, что тот непричастен к преступлению.

«Меня это заинтересовало. Ведь следы вели именно к этому дому. Тогда я посмотрел по базе, у кого из жильцов есть мотоцикл с коляской. Таковых оказалось трое. Тогда-то Попов первый раз у нас и промелькнул», - вспоминает старший следователь следственного отдела по Красносельскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Андрей Уваров.

Параллельно следователь решил проверить, кто из жителей Бокситогорска обращался в Петербурге с заявлением на получение прав или переучет мотоцикла. И тут выяснилось, что в день совершения одного из изнасилований в Калининском районе Дмитрий Попов подавал документы на перерегистрацию на шоссе Революции. Все, что оставалось – отработать мужчину оперативным путем. Внешне подозреваемый очень подходил под композиционный портрет, составленный по показаниям потерпевших. Сомнений в том, что сыщики сумели вычислить неуловимого Форточника, практически не осталось. Так в августе 2016 года на запястьях Дмитрия Попова впервые защелкнулись наручники.

Запах насильника

Даже несмотря на солидный срок с момента преступлений, многие женщины опознали в задержанном насильника.

«За эти годы Попов действительно внешне почти не изменился. Разве что морщин чуть прибавилось, да проплешина появилась. Так что сомневаться в показаниях потерпевших не приходилось», - продолжает Андрей Уваров.

Изучая биографию фигуранта, члены следственной группы, раскручивавшей дело Форточника, получили еще одно, пусть косвенное, подтверждение его вины.

Как пояснил следователь-криминалист Николай Смирнов, жертвы из Бокситогорска рассказывали, что от насильника пахло глиноземом. Петербурженки указывали на древесный запах. Оказалось, что Попов в свое время работал на глиноземном комбинате, а переехав в Петербург устроился на деревообрабатывающее предприятие. Самым же убойным доказательством стали выводы экспертов о принадлежности обнаруженного на местах преступлений генетического материала.

На следствии Дмитрий Попов отказался давать показания. За «пределами» протокола заявлял, что выдвинутые против него обвинения – ложь и провокация. Однако потребовал исключить два эпизода, указав, что по ним истек срок давности, чем, можно сказать, допустил «оговорку по Фрейду».

«Если бы он действительно ничего не совершал, он бы никогда не написал заявление о прекращении производства по нереабилитирующим основаниям. У него был адвокат по соглашению, так что вряд ли он сделал это по недомыслию», - поясняет следователь.

Назначенный судом срок оказался невелик с учетом того, что в финальном варианте обвинительного заключения фигурировали 12 жертв. Сыграло свою роль, в частности, то, что по нескольким эпизодам суд освободил Попова от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.

Закрыть