Яндекс.Метрика
  • Ангелина Лисицына

Как пережить трагедию в Кемерово: советы психолога

Пожар в торговом центре "Зимняя вишня" получил наибольшую огласку с момента теракта в метро Петербурга, и от обилия информации о трагедии вся Россия эмоционально горит в кемеровском пожаре.

Пожар в торговом центре "Зимняя вишня" получил наибольшую огласку с момента теракта в метро Петербурга, и от обилия информации о трагедии вся Россия эмоционально горит в кемеровском пожаре.

Профессиональный психолог Мария Кудряшова объяснила "Федеральному агентству новостей", чем опасен неконтролируемый поток информации о бедствии и почему сюжет оброс фейками, как снежный ком.

"В молниеносности и эмоциональности информации, которая транслируется через соцсети, есть серьезный травмирующий момент. Поток новостей сейчас бесконтролен. Раньше, чтобы прочитать новости, надо было открыть газету или включить радио. Сейчас ничего даже включать не надо – все пиликает, всплывают оповещения и чаты, друзья шлют невероятные вещи в мессенджерах или звонят и рассказывают", – сказала психолог.

Мария Кудряшова отметила, что человек, получая такую информацию, проецирует ситуацию на себя. Так, многие родители сразу представляли своих детей в пожаре, и от просмотра все большего количества контента легче людям не становится.

"Чем больше подробностей было передано с места происшествия, чем больше они эмоционально заряжены, тем больше эффект разросшейся травмы. Более того, мы уже глубоко травмированы предыдущими событиями, которые пристально наблюдали через СМИ. И потому тот, кто помнит детали пожара в Доме профсоюзов в Одессе, тут же вспомнил картинку и теперь "увидел" упакованные в пакеты тела у ТЦ "Зимняя вишня" и подумал про скрытое количество пострадавших. Петербург в эти дни заново проживает боль от своего теракта в метро, а Пермь – от пожара в "Хромой лошади", – провела параллели Мария Кудряшова.

Многие ложные детали трагедии не были намеренными вбросами, подчеркивает специалист. Зачастую люди, одержимые эмоциями, сами были авторами фейков.

"Первый человек запускает эмоционально заряженную новость, подкрепленную фото или видео. Ее комментируют, потом репостят, а дальше – "испорченный телефон" с подписью "моя знакомая знакомых точно знает", но первоисточник уже теряется, – рассказывает психолог. – Зато фраза про "знакомую знакомых" отлично действует. Эмоции очень заразительны, и чем они сильнее, тем нам сложнее мыслить критически. Если новость выбивает нас из колеи, нам сложно быстро вернуться в состояние, где мы способны здраво рассуждать. Существует предел накала чувств, которые человек способен выдержать и при этом мыслить разумно. Когда этот предел превышается, все логические доводы оказываются бессильны. Факты больше не работают".

В стране недавно прошли выборы, ситуация во внешней политике тоже непростая, поэтому людей, вышедших на митинги, легко понять, заявляет специалист.

"У нас и так огромное количество источников тревоги, так что, когда на них накладывается такое ЧП, возникают причудливые формы этого скрещивания. В этот момент легко воспользоваться уязвимостью людей, чтобы скрестить в их головах "мягкое с теплым". Можно подать прямой призыв к действию и все пойдут, потому что люди в этот момент нуждаются в действиях. Им сложно просто смотреть на трагедию и чувствовать свою беспомощность", – считает Кудряшова.

"Реакция людей на площади в Кемерово, которые стали агрессивно себя вести, кричать и выражать недовольство, – это нормально. Это способ не сойти с ума, это одна из стадий горя. Есть шок, есть отрицание, а дальше человек ищет причину и реагирует гневом, обвинением. И наша задача – не быстро расправиться с виновным, который тут же стихийно назначен, а помочь им пережить горе", – подчеркивает психолог.

В желании людей показать свою скорбь в Интернете нет ничего плохого, хоть многие и осуждают использование хештегов и фотографий свечей в Сети, считает психолог. Однако она сделала акцент на том, что важно сохранять разумные границы сочувствия: "Сложность наших трагедий в том, что люди хотят поддержать пострадавших и потерявших родных, но не находят нужных слов и действий, а делают то, что им доступно. Например, распространяют в социальных сетях шокирующие материалы со своим эмоциональным посланием. Лучше искать другие способы поддержки, подбирать верные слова, решать, что по-настоящему эффективно. Какие слова помогают? Какие действия? Перед перепостом непроверенной записи задавать себе вопросы: "Что я сейчас делаю? Для чего? Поможет ли это кому-то?"

В ситуации информационного и эмоционального переполоха в СМИ и соцсетях гражданам стоит максимально сохранять спокойствие, советует эксперт: "Надо сохранять спокойствие столько, сколько возможно. Ограничить поток информации. Если надо, даже отключить этот поток или строго дозировать. Позволить себе не смотреть новости, как бы вокруг все ни бурлило. Возвращаться к насущным делам, "заземлять" себя, заниматься телом – ходить, есть, заниматься спортом. Делать все, что возвращает в состояние "здесь и сейчас". Важно заботиться о себе, сохранять контакт с реальностью. Тогда остается больше шансов быть действительно эффективным".

Вы можете добавить "Петербургский дневник" в "Мои источники".