Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

"Самые горячие болельщики из Ирана в Россию не приедут"

"Петербургский дневник" познакомился иранцем, проживающим в Северной столице. Он рассказал, какого футбола стоит ожидать от сборной Ирана на чемпионате мира и как его соотечественники относятся к России и Санкт-Петербургу.

"Петербургский дневник" познакомился иранцем, проживающим в Северной столице. Он рассказал, какого футбола стоит ожидать от сборной Ирана на чемпионате мира и как его соотечественники относятся к России и Санкт-Петербургу.

– Как давно вы в Петербурге? Ваши впечатления от нашего города? 

– Меня зовут Мохаммед-Амин Маддах, мне 30 лет. В Петербурге живу с 2014 года, я аспирант Гидрометеорологического университета, работаю над кандидатской диссертацией. До этого я учился и жил в Казани. Ваш город очень красивый, особенно мне нравится, что много рек и каналов, мостов. Люди – спокойные, доброжелательные. Погода в Петербурге непредсказуемая, и мне как метеорологу это очень интересно.

– Ваша страна – древнее государство с богатой историей и культурой. Но так сложилось, что о современном Иране в России знают не очень много.

– Об Иране не надо судить по тем новостям, что показывает телевидение. Нашу страну пытаются изобразить агрессором, но это не так. Просто многим не нравится, что Иран ведет независимую политику. Мы – самостоятельное государство, у нас свои законы, по которым мы живем тысячи лет, свой уклад жизни. В свое время Иран не захотел идти ни по пути Запада, ни по пути Востока, то есть коммунизма, поэтому у нас произошла революция, которую в Европе назвали исламской. Много лет против нашей страны действуют санкции, принятые США и их союзниками.

Фото: Д. Фуфаев

– Известно, что футбол – самый популярный вид спорта в Иране. На матчи сильнейших команд в Тегеране собираются по сотне тысяч зрителей, такой интерес сейчас сохраняется?

– В Тегеране матчи между командами "Эстегляль" и "Персеполис" – это главное событие года. К ним начинают готовиться за месяц, в день игры вся жизнь в городе замирает, транспорт работает бесплатно, все улицы рядом со стадионом "Азади" перекрывает полиция, трибуны всегда переполнены, собирается до 100 тысяч болельщиков, еще несколько тысяч, которым не досталось билетов, толпятся около стадиона. Такой же ажиотаж на матчах сборной Ирана.

– В какой футбол играет сборная Ирана – атакующий или оборонительный? Чем она сильна?

– Наша сборная играет по-разному. В Азии она одна из сильнейших, поэтому в отборочном турнире к чемпионату мира наши атакуют, много забивают. На чемпионате мира Иран с лучшими командами из Европы и Южной Америки играет осторожно. Наш тренер португалец Карлуш Кейруш умеет выбирать тактику для разных соперников.

– Сборная Ирана играла на трех чемпионатах мира, в том числе в Бразилии в 2014 году, и ни разу ей не удалось выйти из группы. Чего вы ждете от выступления сборной Ирана на ЧМ-2018? 

– Четыре года назад в Бразилии иранцы показали хороший футбол. Достойно сыграли с Аргентиной, 90 минут счет был 0:0, но в добавленное время Лео Мессии сделал чудо и забил гол. В России соперниками по группе будут команды Марокко, Испании и Португалии. Выйти в плей-офф будет тяжело. В матче с марокканцами будет равная борьба, а вот победить испанцев и португальцев можно, только если сильно повезет. 

– Сейчас иранских футболистов нет в известных клубах Европы, в отличие от 1990-х, когда в чемпионате Германии блистали Карим Багери и Али Даеи. Кто в вашей сборной на ведущих ролях?

– В Европе наши играют – в Голландии, Португалии, Бельгии, но не в самых сильных командах. Сейчас одним из лидеров стал Сердар Азмун, которого хорошо знают в России. Я с ним лично знаком – когда учился в Казани, а он начинал играть за "Рубин", я помогал ему как переводчик. Это очень талантливый футболист и хороший, скромный молодой человек. Его отец – тренер по волейболу, и Сердар в детстве занимался волейболом, поэтому он такой прыгучий. Уверен, что он будет играть еще сильнее. Знаю, что у него уже были предложения из "Ливерпуля" и "Лацио", но Азмуна они не устроили. Возможно, после чемпионата мира он все же уедет в Европу.

Сердар Халил Азмун. Фото: Wikipedia

– Какие в Иране болельщики, как они ведут себя на матчах? 

– У нас горячие болельщики. Не назову их хулиганами, но они очень эмоциональные, сильно шумят. На стадионах они играют на музыкальных инструментах, да так громко, что их очень хорошо слышно даже во время телерепортажей. Правда, приехать в Россию самые молодые фанаты не смогут – для них это дорого. Приедут люди постарше, они ведут себя спокойнее. 

– Вы уже посещали стадион "Санкт-Петербург"? Были на матчах "Зенита"?

– Был в прошлом году на матче Кубка конфедераций Камерун – Австралия. Стадион произвел очень сильное впечатление – просторный, красивый, удобный. А вот на "Зенит" я не рискую ходить из-за ваших фанатов. Несколько лет назад я был в Казани на матче "Рубин" – "Зенит", на нем было много фанатов из Петербурга. Они очень сильно шумели, много взорвали пиротехники. А в конце матча все разделись по пояс, хотя было холодно, примерно плюс 5 градусов. Я в куртке замерзал, а они танцевали полуголые. Все это произвело на меня очень сильное впечатление, поэтому я немного опасаюсь. 

– Много ли приедет болельщиков из Ирана на матч в нашем городе?

– Как раз в Петербург приедет много людей из Ирана, потому что есть шансы, что наша сборная выиграет у Марокко. И Петербург – город, о котором в Иране хорошо знают. А вот матч с португальцами пройдет в Саранске, и туда приедет гораздо меньше болельщиков. Во многих турагентствах только сейчас узнали, что есть такой город, и хотя он не уж так далеко от Москвы, не знают, как туда доехать, какие там отели. В Петербурге таких проблем нет.

– Захотят ли туристы из Ирана вновь приехать в Петербург после чемпионата мира?

– Знаете, я летом работаю гидом с группами туристов из моей страны. Ваш город очень интересен, но увеличению числа туристов мешают две вещи. Во-первых, визовый режим – туристы из Ирана по 2 часа проходят таможенный досмотр в аэропорту, у них очень строго проверяют все документы: есть ли страховка, есть ли ваучер в гостиницу. Во-вторых, турфирмы очень завышают цены на свои услуги. Поездка на неделю в Петербург обходится туристу из Ирана в 120 тысяч рублей. Из нашей страны дешевле и проще поехать в Турцию, Армению, даже в Таиланд. Было бы очень хорошо, если бы сделали с визами, как в Турции: ставили бы их в загранпаспорта прямо в аэропорту.

– Что в Петербурге вызывает наибольший интерес у туристов из Ирана?

– Кроме дворцов, храмов и набережных на иранцев сильное впечатление производит петербургское метро, особенно станции самой старой, первой линии. Во время белых ночей все хотят посмотреть, как разводят мосты через Неву. Вообще, в Иране нормальное отношение к России. Старые люди помнят времена Советского Союза, когда наши страны сотрудничали, к нам приезжали ваши инженеры, помогали строить заводы. Сейчас, насколько я знаю, в Иран из России, из Татарстана приезжают люди на лечение – у нас очень хорошие врачи. В Иран приезжают не так много туристов, но мы открыты для гостей, для сотрудничества.

Закрыть