В Петербурге открылась выставка, посвященная истории шашки
В Государственном мемориальном музее А. В. Суворова открылась выставка "Шашки наголо!". Она посвящена истории шашки – самого распространенного холодного оружия в российской армии XIX-XX веков.
Оказывается, слово "шашка" происходит от адыгского "сашхо", что в переводе означает "большой нож" или "длинный нож". И экспонаты выставки позволяют убедиться в этом. Ведь первые шашки своим прямым клинком (их можно увидеть в витрине музея) действительно напоминали этот предмет домашнего обихода.
Как рассказал научный сотрудник музея Алексей Белов, наибольшее распространение шашка получила на Кавказе и в Средней Азии. Но популярны они были и в России, так как служившие на юге русские офицеры нередко привозили их на родину.
О шашках и искусстве владения ими рассказывали в своих произведениях Лермонтов, Бестужев-Марлинский и другие писатели. Все это сделало шашки модным атрибутом у военных, и в 1836 году было принято решение о введении шашки в русской армии.
Со временем дизайн этого вида холодного оружия менялся, а потом даже приобрел наградной статус.
В русской армии было два варианта награждения оружием "За храбрость". В одном случае на шашку крепили знак четвертой степени ордена Святой Анны, в другом – миниатюрное изображение Георгиевского креста, а на эфес повязывали темляк цветов орденской ленты.
"Были случаи, когда при награждении Георгиевским оружием горцы просили заменить орла на "джигита" – изображение Святого Георгия, поражающего змея", – рассказал Алексей Белов.
В Советском Союзе наградное оружие тоже выдавали, только уже с советской символикой. На выставке в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова можно увидеть портреты двух советских военачальников, трижды кавалеров ордена Суворова первой степени – Павла Белова и Андрея Еременко, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
С этим периодом связан еще один интересный эпизод. Рассказывают, что какие-то партийные руководители прислали Сталину телеграмму, в которой возмутились тем, что на фронт привезли шашки с надписью "За веру, царя и Отечество". Однако реакция верховного главнокомандующего оказалась иной. Узнав, что этими шашками вполне можно воевать, он усмехнулся, порвал телеграмму и сказал: "Ну что ж, неважно, что написано на шашках, пусть рубят…"