twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

За платной парковкой проследит "Дозор"

Штрафовать автомобилистов за неоплату парковки в пилотной зоне начнут, скорее всего, летом. Город ждет поправок в КоАП, не переставая фиксировать нарушителей. Корреспонденты "ПД" на практике изучили принцип работы этой системы и увидели, как водители прячут номера машин за кусочками картона.

В автомобиль, оборудованный фото- и видеофиксацией, мы сели на углу улиц Восстания и Жуковского. Водитель-контролер Василий Чередов рассказал: такую машину в Петербурге называют "Паркон", название пришло из Москвы. Внутри установлен "Дозор-М". Это оборудование распознает и фиксирует государственный знак каждого автомобиля, а потом отправляет на серверы Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга.

Раз в 15 минут

"У нас платная зона не такая большая, машин всего восемь, раз в 15 минут каждый припаркованный автомобиль должен попасть в кадр", – рассказал водитель.

Временной промежуток выбран не случайно: это как раз то время, когда водитель должен определиться – уехать и не платить за парковку или остаться и выложить 60 рублей за каждый час. Василий Чередов каждый день в пути. Его машина едет с небольшой скоростью, около 15 км/ч, оборудование должно успеть зафиксировать госномера. В капризном петербургском климате и тяжелых погодных условиях "Дозор-М" должен быть особенно внимательным.

"С начала запуска пилотной зоны оборудованию потребовалось время, чтобы привыкнуть и настроиться. У нас же то дождь, то снег", – отметил контролер.

К тому же некоторые петербургские водители не особо тщательно следят за чистотой машины, невооруженным глазом номера не разглядеть, но оборудованию это сделать все же удается.

Мы – не ГИБДД

Мы ехали по самым загруженным улицам пилотной зоны – Жуковского, Восстания, Кирочной. Здесь, по словам Василия Чередова, даже в период платной парковки не найти место. Специальные указатели показывают сплошные нули.

"Каждый день машины в основном одни и те же. В будни люди приезжают на работу. В выходные очень много автомобилей на Преображенской площади, чаще – с иногородними номерами. Встречаются и брошенные машины, два-три "подснежника" встретил. Часто вижу, как правила нарушают, бросают машины под запрещающим знаком или на автобусной остановке, но мы – не ГИБДД, у нас другие задачи", – пояснил контролер.

Он рассказал, что в будни пилотная зона заполнена примерно на 90%, сейчас здесь даже пробки бывают. А как только платные парковки появились, дороги опустели в один момент.

"Тогда местные жители чуть ли не хлопали в ладоши: у них хоть места появились, им стало гораздо проще припарковать свою машину. Но сейчас, конечно, поплотнее стало", – рассказал Василий Чередов.

Заклеенные номера

Но негатива до сих пор много. Одним водителям не нравится низкая скорость, с которой едет машина контролера, другие до сих пор не привыкли, что за парковку надо платить.

"Считают, что мы просто так пытаемся брать деньги с народа, ловлю на себе недобрые взгляды. Редко, но все же вижу заклеенные номера", – стоило водителю произнести два последних слова, как "Дозор-М" зафиксировал первый такой автомобиль. Одна буква госномера явно не нового Ford Focus была спрятана за кусочком картона.

"Мы не имеем права снять эту бумажку, не можем прикасаться к машине. Это отношение человека… Примерно то же самое, как если бы на кассе в супермаркете он украл шоколадку. Плохой он или хороший?.. Все зависит от уровня его воспитания", – сказал Василий Чередов.

Все это время он не отрывался от руля. Признался, что очень любит дорогу, каждый день она разная, а платные парковки делают город удобнее для самих же горожан. Они могут приехать, спокойно оставить машину там, где удобно, сделать свои дела и уехать.

"Если все не будут платить, сами же себе и создадут проблемы", – отметил контролер, сравнив вошедшие в пилотную зону улицы с соседними, где автомобили как стояли, так и стоят в три ряда.

Буквально за поворотом нам встретился еще один ловкач. Номер самой обычной машины был спрятан от "Дозора-М".

"Считается, что владельцы очень дорогих машин чаще других прячут номера", – предположили мы. Контролер возразил: на статусные авто просто больше внимания обращают, а на самом деле цена машины никак не связана с адекватностью водителя.

Почти 100 миллионов в бюджет

Как сообщили в СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга", номера машин фиксируют не только специальные автомобили, но и пешие инспекторы. У них система выглядит, как обычный планшетный компьютер.

Вся информация скапливается в едином центре обработки данных государственной информационной системы "Единое городское парковочное пространство". Там подтверждается корректность автоматического распознавания номеров и проверка оплаты парковочной сессии. Если водитель не перевел деньги, то автоматически формируется соответствующий проект постановления об административном правонарушении.

По словам директора Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга Владислава Бакулина, в 2017 году пилотная зона принесла в бюджет 96 миллионов рублей. Около 4 миллионов рублей поступило от оформления годовых парковочных разрешений жителей и примерно столько же – от месячных и годовых абонементов.

Дыра в законе

Как ранее сообщал "ПД", ориентировочно в апреле этого года Госдума должна принять поправки в Кодекс об административных правонарушениях, позволяющие МВД передавать субъектам Федерации персональные данные водителей. Если это произойдет, то ориентировочно к лету город сможет штрафовать автомобилистов за неоплату парковки. По словам председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) СПб Сергея Харлашкина, вместе с Петербургом этого решения ждут Белгород и Сочи, столкнувшиеся с такой же проблемой.

"Чтобы оштрафовать гражданина, нужно от МВД получить данные на его транспортное средство, на основании персональных данных ему выписывается штраф. В рамках КоАП МВД не имеет права предоставлять эти данные субъектам РФ в разрезе платных парковок", – ранее сообщил "ПД" Сергей Харлашкин.

Коллизия заключается в том, что другой закон наделяет субъектов РФ правом организовывать платное парковочное пространство. Ожидается, что на весенней сессии Госдума снимет это противоречие. Если это случится, ближе к лету автомобилисты начнут получать штрафные квитанции.

Добавим, что КРТИ неоднократно пытался решить вопрос со взиманием штрафов: пробовали через Службу судебных приставов и непосредственно петербургское Управление ГИБДД, которое отправило запрос своему московскому руководству, но опять все закончилось нормами, прописанными в КоАП.

  • Текст
  • Ирина Тищенко