twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Реставратор, который работал над Адмиралтейством, отмечает 90-летие

19 марта исполняется 90 лет почетному реставратору Петербурга Владимиру Николаеву. Среди объектов, на которых Владимиру Николаеву довелось работать, – Адмиралтейство, Андреевский собор, Таврический и Юсуповский дворцы, особняк Половцова, Дом офицеров, Музей А. В. Суворова, Мариинский театр, Мариинский дворец, особняк М. Кшесинской, Павловский дворец, Ферма в  Гатчине  и другие памятники архитектуры Ленинграда – Санкт-Петербурга и его пригородов.

"Главное качество для реставратора-живописца – огромное терпение. Мне оно пригодилось, когда я работал с 1983 года с живописью в Спасо-Преображенском соборе на острове Валаам, – рассказывает о своей работе Владимир Сергеевич. – Начинали с укрепления сохранившейся живописи. Из-за температурных перепадов она была настолько деформирована, что приходилось часами сидеть, чтобы раскрутить, разгладить и приклеить фрагменты рисунка на место. При этом, чтобы сделать живопись более эластичной, мы ее прогревали специальным образом. Если маленький кусочек падал, то приходилось спускаться, находить его и прикреплять на место.

Картинка
Реставрация на Валааме

Как-то на Валааме работала съемочная группа художественного фильма. Однажды в собор зашел наш знаменитый и любимый актер народный артист СССР Владислав Стржельчик. Он долго наблюдал за моей работой, а потом спросил, как у меня хватает терпения, чтобы выполнять такую тонкую и кропотливую работу. А я в ответ поинтересовался, как ему хватает терпения запоминать роли. "Это совсем другое", – возразил он".

Вернувшись  в Ленинград в 1943 году, еще до полного снятия блокады, Владимир Николаев поступил в Архитектурно-художественное ремесленное училище.

"Однажды в эвакуации директор детского дома сказала 15-летним воспитанникам, что желающие получить профессию могут записаться и ждать вызова. В это время в Ленинграде начинали организовывать ремесленные училища. Некоторых мастеров отзывали даже с фронта. По приезде комиссия распределяла нас по специальностям. Директор Архитектурно-художественного ремесленного училища прямо спросил: "Хочешь город восстанавливать?" Я, конечно, ответил: "Хочу!"

Картинка
На реставрации дворца Безбородко

Владимир Николаев родился в 1928 году в Ленинграде.

В 1970-х работал в Рундальском дворце в Латвии – реставрировал плафоны Картинной галереи и Золотого зала. Были также работы в Успенском соборе в Тихвине, в Круглой башне в Выборге, в Рождественской церкви деревни Гимрека.

Интересную страницу его творческой биографии представляют зарубежные командировки в Югославию, Францию, Германию. В Германии он реставрировал картины немецких художников и обучал местных специалистов.

С августа 2002 года более 10 лет Владимир Сергеевич работал в ЗАО "Трест "Леноблреставрация". В этот период своей жизни он реставрировал интерьеры в Большом дворце А. А. Безбородко (Центральный музей связи им. А. С. Попова), в церкви Святого Благоверного Александра Невского в Смольном монастыре и в Конституционном суде РФ (комплекс зданий Сената и Синода).

Картинка
Рундале, 1970-е годы

За высокое профессиональное мастерство и добросовестный труд Владимир Николаев удостоен нагрудного знака "Почетный реставратор Санкт-Петербурга" I степени и Золотой медали Союза художников России "Духовность, Традиции, Мастерство".

К нему до сих пор обращаются за консультациями и советами – его знания и опыт по-прежнему востребованы.


  • Текст
  • Жанна Шмелева