twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

Построил дом, посадил дерево, воспитал сына – и покорил небо

Вывести самолет из смертельного пике, собрать токарный станок, увлекать за собой тысячи людей, вдохновляя их своим примером. Пройдя долгий жизненный путь, Василий Волобуев и сегодня служит людям, возглавляя одну из самых многочисленных ветеранских организаций Петербурга.

– Приходилось бывать на грани жизни и смерти?

– Несколько раз. К примеру, один из рядовых, казалось бы, вылетов на Як-18 остался в памяти на всю жизнь. Взлетаю. Обороты на полную, но понимаю: что-то не так, двигатель не тянет. Обычно набираешь по 10-15 метров ввысь, а тут еле 6 выходит. Делаю штопор. Высота падает до 350 метров, и тут в фонарь бьет поток масла. Видимости нет. Пришлось открыть фонарь и, постоянно выглядывая из кабины, сажать жутко вибрирующий Як. Позже выяснилось, что, пролети я еще немного, двигатель развалился бы прямо в воздухе. К моменту посадки внутри была каша, а он сам держался на трех разболтанных болтах, остальные сорвало. 

– В воздухе все решают секунды, реально исправить ошибку за столь короткий срок?

– В 1967 году мы отрабатывали маловысотное боевое применение МиГ-17. По плану учений, мой коллега наводился на меня, потом менялись местами и вели огонь по целям на полигоне. Все это на  минимальных высотах, не более 600 метров. При этом самолеты были тяжелыми, с полной загрузкой топлива и вооружения. Прохожу отрезок, где по мне должен отработать Володя, мой сослуживец. Так получилось, что он вылетел позже и никак не мог меня заметить. Решил сделать бочку, чтобы привлечь его внимание, но шел-то я уже на пониженных оборотах. 

Мгновенно упала подъемная сила, нагруженная машина затряслась, несясь к земле, словно метеор. Тут были даже не секунды, а мгновения, до земли всего 400 метров. Вытащил над самыми верхушками сосен.

– В молодости вы работали токарем. Не скучаете по ручному труду?

– Зачем скучать – и сейчас с удовольствием могу переколоть грузовик дров. На даче дом построил, сад обустроил, пятиходовую печь сложил, токарный станок смастерил – все своими руками.

– Зачастую люди старшего поколения опускают руки и замыкаются в себе. Как вы сохраняете энергию?

– Надо делать дело, особенно когда оно приносит пользу людям и, как следствие, твоей душе. Не вижу смысла сидеть дома и скучать, и возраст тут ни при чем. Общественники – люди, которые живут в согласии с собой и другими людьми. А это один из важнейших факторов здоровья. Считаю, что нужно ставить цели и добиваться их, а не потакать своим желаниям. Наша организация прикладывает все усилия, чтобы вовлекать ветеранов в активную жизнь. Среди них много удивительных людей, обладающих колоссальным потенциалом и опытом.

***

Василий Волобуев – председатель Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. В детстве пережил фашистскую оккупацию. В 1966 году он окончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков ПВО, получив диплом летчика-инженера с отличием. В 1970 году стал летчиком 1-го класса. 

В 1992 году Волобуев уволился из вооруженных сил в запас в звании генерал-майора авиации. После этого 15 лет работал заместителем директора петербургской школы №83. В 2013 году был избран председателем ветеранской организации. Воспитал сына, а на сегодняшний день уже стал прадедушкой.

  • Текст
  • Андрей Сергеев