twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Николай Рощин: "Новой сцене нужны новые режиссеры"

На Новой сцене Александринского театра проходят показы спектакля молодого режиссера польского происхождения Бениамина Коца. Бениамин стал победителем проекта "Лаборатория 17" со своей постановкой "Дневник. Игра в Гомбровича", которая была отобрана из 62 заявок и пяти вышедших в финал режиссерских эскизов. "Лаборатория 17" – конкурсная программа для молодых режиссеров, стартовавшая в Александринском театре летом 2017 года под кураторством главного режиссера театра Николая Рощина. Задача "Лаборатории" – стать платформой для дебютов молодых режиссеров и драматургов, предлагающих оригинальные постановочные проекты, основанные на современных текстах и сюжетах. На сегодняшний день такая лаборатория является единственной в своем роде в Санкт-Петербурге.

"Каждому режиссеру-финалисту была дана репетиционная неделя, за которую он создавал полноценную заявку на спектакль: с артистами, декорациями, звуком, светом, видео. Из всех работ отрывок Бениамина был значительно профессиональнее и творчески интереснее. Всего же на постановку было отведено 3 недели. В таких экстремальных, по российским меркам, условиях Коцу удалось выстроить достаточно интересное сценическое действие по "Дневнику" Гомбровича. Понятно, что в его замысле велика доля абсурда, в спектакле нет линейного развития сюжета, текст соткан из обрывков дневниковых записей и актерских рефлексий на эти тексты, тем не менее этой работе присуща постановочная целостность", – сказал главный режиссер Александринского театра Николай Рощин.

Рощин отметил, что главной ошибкой большинства режиссеров, которые предлагали свои заявки, является их слишком формальный подход к работе.

"Они пытались воплотить огромные объемы, буквально все за 6-7 репетиционных дней показали пьесы почти целиком, хотя такой задачи не стояло. Хотелось бы увидеть 20-30-минутную сцену, но качественно проработанную, чтобы мы могли разглядеть какой-то потенциал. Но вместо этого получились не очень удачные заготовки почти целых спектаклей с не присвоенными ролями, временами напоминающие обычные читки", – добавил он.

Главный режиссер Александринского театра призывает молодых творцов в дальнейшем не делать ставку на одноразовость спектакля, иначе теряется как целостность, так и проявление режиссерской индивидуальности в постановке.

"Невооруженным глазом видно, что они используют одни и те же приемы, ребята будто копируют друг друга. Такое ощущение, что для них существует какой-то вариант лучшей постановки в этом формате и они стремятся ему соответствовать. Бениамин Коц пока выгодно отличается. Он сохраняет постановочную индивидуальность в этой театральной среде, развивает свой подход к делу. Сценическая композиция у него подкреплена интересной работой с артистами, они буквально становятся соавторами спектакля, мы наблюдаем действительно осознанный подход к материалу, что сейчас тоже редкость", – сказал Николай Рощин.

Режиссер указал на еще одну важную вещь: скорее всего, в рамках следующей лаборатории отрывки остальных четырех финалистов будут также представлены на суд зрителей и театральных критиков. 

"Мы планируем показывать их хотя бы за один-два вечера. Все равно в каждом отрывке были интересные моменты. А чтобы еще больше людей их посмотрели, можно делать качественные съемки, трансляции, и выкладывать в Интернет. Может быть, мы перейдем к тому, что будем круглогодично просматривать заявки, а затем из общего потока кого-то выберем и дадим возможность поставить спектакль. Новой сцене нужны молодые режиссеры, потому что когда думаешь, кто будет ставить следующий спектакль, то зачастую происходит повтор по второму кругу, а в этом пространстве должны появляться новые люди", – отметил он.

Говоря о судьбе спектакля Бениамина Коца "Дневник. Игра в Гомбровича", режиссер сообщил, что, по условиям конкурса, постановка будет показана на Новой сцене минимум 10 раз, а дальше театр решит – оставлять спектакль в репертуаре либо нет. Но задачи долго играть спектакли "Лаборатории 17" нет. Пространство Черного зала Новой сцены нужно задействовать под следующие режиссерские пробы. По словам Николая Рощина, необходимо двигаться дальше.

  • Текст
  • Анастасия Яланская