Николай Рощин: "Новой сцене нужны новые режиссеры"
На Новой сцене Александринского театра проходят показы спектакля молодого режиссера польского происхождения Бениамина Коца. Бениамин стал победителем проекта "Лаборатория 17" со своей постановкой "Дневник. Игра в Гомбровича", которая была отобрана из 62 заявок и пяти вышедших в финал режиссерских эскизов. "Лаборатория 17" – конкурсная программа для молодых режиссеров, стартовавшая в Александринском театре летом 2017 года под кураторством главного режиссера театра Николая Рощина. Задача "Лаборатории" – стать платформой для дебютов молодых режиссеров и драматургов, предлагающих оригинальные постановочные проекты, основанные на современных текстах и сюжетах. На сегодняшний день такая лаборатория является единственной в своем роде в Санкт-Петербурге.
"Каждому режиссеру-финалисту была дана репетиционная неделя, за которую он создавал полноценную заявку на спектакль: с артистами, декорациями, звуком, светом, видео. Из всех работ отрывок Бениамина был значительно профессиональнее и творчески интереснее. Всего же на постановку было отведено 3 недели. В таких экстремальных, по российским меркам, условиях Коцу удалось выстроить достаточно интересное сценическое действие по "Дневнику" Гомбровича. Понятно, что в его замысле велика доля абсурда, в спектакле нет линейного развития сюжета, текст соткан из обрывков дневниковых записей и актерских рефлексий на эти тексты, тем не менее этой работе присуща постановочная целостность", – сказал главный режиссер Александринского театра Николай Рощин.
Рощин отметил, что главной ошибкой большинства режиссеров, которые предлагали свои заявки, является их слишком формальный подход к работе.
"Они пытались воплотить огромные объемы, буквально все за 6-7 репетиционных дней показали пьесы почти целиком, хотя такой задачи не стояло. Хотелось бы увидеть 20-30-минутную сцену, но качественно проработанную, чтобы мы могли разглядеть какой-то потенциал. Но вместо этого получились не очень удачные заготовки почти целых спектаклей с не присвоенными ролями, временами напоминающие обычные читки", – добавил он.
Главный режиссер Александринского театра призывает молодых творцов в дальнейшем не делать ставку на одноразовость спектакля, иначе теряется как целостность, так и проявление режиссерской индивидуальности в постановке.
"Невооруженным глазом видно, что они используют одни и те же приемы, ребята будто копируют друг друга. Такое ощущение, что для них существует какой-то вариант лучшей постановки в этом формате и они стремятся ему соответствовать. Бениамин Коц пока выгодно отличается. Он сохраняет постановочную индивидуальность в этой театральной среде, развивает свой подход к делу. Сценическая композиция у него подкреплена интересной работой с артистами, они буквально становятся соавторами спектакля, мы наблюдаем действительно осознанный подход к материалу, что сейчас тоже редкость", – сказал Николай Рощин.
Режиссер указал на еще одну важную вещь: скорее всего, в рамках следующей лаборатории отрывки остальных четырех финалистов будут также представлены на суд зрителей и театральных критиков.
"Мы планируем показывать их хотя бы за один-два вечера. Все равно в каждом отрывке были интересные моменты. А чтобы еще больше людей их посмотрели, можно делать качественные съемки, трансляции, и выкладывать в Интернет. Может быть, мы перейдем к тому, что будем круглогодично просматривать заявки, а затем из общего потока кого-то выберем и дадим возможность поставить спектакль. Новой сцене нужны молодые режиссеры, потому что когда думаешь, кто будет ставить следующий спектакль, то зачастую происходит повтор по второму кругу, а в этом пространстве должны появляться новые люди", – отметил он.
Говоря о судьбе спектакля Бениамина Коца "Дневник. Игра в Гомбровича", режиссер сообщил, что, по условиям конкурса, постановка будет показана на Новой сцене минимум 10 раз, а дальше театр решит – оставлять спектакль в репертуаре либо нет. Но задачи долго играть спектакли "Лаборатории 17" нет. Пространство Черного зала Новой сцены нужно задействовать под следующие режиссерские пробы. По словам Николая Рощина, необходимо двигаться дальше.