twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

По Петербургу могут поехать китайские байки

В этом году в Северной столице должен появиться новый тип велопроката – велошеринг, который позволит пользователю сначала взять, а потом оставить байк в любом удобном месте. Всего планируется использовать около 5 тысяч байков, а управлять системой, скорее всего, будет известный китайский сервис, предположили в разговоре с "ПД" активные участники петербургского велосообщества.

О скором появлении в Петербурге велошеринга сообщил председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) СПб Сергей Харлашкин. По его словам, новый тип проката, аналогичный каршерингу, заработает в 2018 году. Его суть в том, что каждый пользователь сможет взять и оставить велосипед в любом удобном для него месте. 5 тысяч прокатных байков оснастят датчиками системы навигации – это поможет найти свободный с помощью специального приложения на смартфоне.

Китайский оператор

"Это очень удобно", – пояснил Сергей Харлашкин. Велосипедисту не придется возвращать транспорт на специальную станцию проката. Оплата услуги, судя по всему, окажется поминутной.

Новость об открытии велошеринга поклонники двухколесного транспорта восприняли с оптимизмом. По словам руководителя Петербургского велосообщества Павла Хусу, если такой тип проката появится и получит развитие, он сможет затмить работающий сегодня "Велогород" (открылся в 2014 году), который Хусу назвал неэффективным и неудобным.

"В прошлом году я пытался им воспользоваться, но так и не смог этого сделать. Велошеринг может прийти ему на смену и стать основным прокатом в Петербурге, у него нет станций, как у "Велогорода", – отметил Павел Хусу. 

Он рассказал, что велошеринг работает во многих странах Европы, в частности в Германии, Польше, Италии. А вот во Франции велошеринг не сработал: вандалы постоянно портили велосипеды, поэтому прибыль от работы системы шла на их починку. В Азии эта система не менее популярна: в разговоре с корреспондентом "ПД" эксперты упомянули сразу две компании, специализирующиеся на велошеринге, и обе они родом из Китая – Mobike и Ofo. Появление первой в Петербурге называют более вероятным.

Однако генеральный менеджер Mobike в России и странах СНГ Станислав Иванов не подтвердил участие сервиса в петербургском проекте.

"Мы заинтересованы в запуске в России, о чем уже заявляли", – отметил Станислав Иванов, добавив, что пока рано говорить о каких-либо сроках запуска. Тем не менее Mobike находится в постоянном контакте с представителями администраций разных городов России. 

Каршеринг вместо такси

В отличие от представителей велосообщества, руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПБ.АВТО" Святослав Данилов к идее создания велошеринга в Петербурге отнесся скептически. По его словам, пока сложно представить, насколько новый сервис будет востребован у велосипедистов и будет ли приносить доход. 

"Велопрокат, существующий сейчас в Петербурге, убыточен", – отметил Святослав Данилов. 

Но сам принцип работы, когда транспортное средство можно взять и оставить там, где удобно, он назвал правильным. 

"Популярность каршеринга растет, сервисом пользуются люди, у которых нет своей машины, которые понимают, что автомобилю нужны ремонт, страховка, парковка, его нужно заправлять, а здесь ничего этого не нужно", – пояснил Святослав Данилов. 

По его словам, люди уже используют эти машины как такси. С лета прошлого года они появились в приложении "Яндекс.Транспорт".

Официальные итоги сервиса каршеринга "Делимобиль" подтверждают его популярность. Он отработал в Петербурге всего год, но официальное количество зарегистрированных пользователей выросло почти в 7 раз, а число поездок превысило 200 тысяч. В 2018 году компания планирует расширить модельный ряд машин и увеличить зону обслуживания в городе и области.

Трудные велодорожки

В перспективе Петербург готов делать ставку на развитие велосипедного движения. Открытые в прошлом году пять веломаршрутов Сергей Харлашкин назвал "основой каркаса для последующего формирования связной сети велодорожек". Но работа идет непросто, и настолько, что город готов подключить к ней экспертов из стран Европы, где байки уже стали одним из основных видов транспорта. 

"Массированная работа по созданию велодорожек для нас новая, как и для всех субъектов РФ. В результате этой работы возникают объективные и субъективные трудности, мы видим не всегда довольные лица автомобилистов: это два вида транспорта, которые у нас борются друг с другом. Автомобилисты не любят велосипедистов, а велосипедисты, соответственно, автомобилистов. С той конструкцией дорог, которая у нас сложилась, без помех друг другу проехать не удается", – отметил Сергей Харлашкин.

  • Текст
  • Ирина Тищенко