По Петербургу могут поехать китайские байки
В этом году в Северной столице должен появиться новый тип велопроката – велошеринг, который позволит пользователю сначала взять, а потом оставить байк в любом удобном месте. Всего планируется использовать около 5 тысяч байков, а управлять системой, скорее всего, будет известный китайский сервис, предположили в разговоре с "ПД" активные участники петербургского велосообщества.
О скором появлении в Петербурге велошеринга сообщил председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) СПб Сергей Харлашкин. По его словам, новый тип проката, аналогичный каршерингу, заработает в 2018 году. Его суть в том, что каждый пользователь сможет взять и оставить велосипед в любом удобном для него месте. 5 тысяч прокатных байков оснастят датчиками системы навигации – это поможет найти свободный с помощью специального приложения на смартфоне.
Китайский оператор
"Это очень удобно", – пояснил Сергей Харлашкин. Велосипедисту не придется возвращать транспорт на специальную станцию проката. Оплата услуги, судя по всему, окажется поминутной.
Новость об открытии велошеринга поклонники двухколесного транспорта восприняли с оптимизмом. По словам руководителя Петербургского велосообщества Павла Хусу, если такой тип проката появится и получит развитие, он сможет затмить работающий сегодня "Велогород" (открылся в 2014 году), который Хусу назвал неэффективным и неудобным.
"В прошлом году я пытался им воспользоваться, но так и не смог этого сделать. Велошеринг может прийти ему на смену и стать основным прокатом в Петербурге, у него нет станций, как у "Велогорода", – отметил Павел Хусу.
Он рассказал, что велошеринг работает во многих странах Европы, в частности в Германии, Польше, Италии. А вот во Франции велошеринг не сработал: вандалы постоянно портили велосипеды, поэтому прибыль от работы системы шла на их починку. В Азии эта система не менее популярна: в разговоре с корреспондентом "ПД" эксперты упомянули сразу две компании, специализирующиеся на велошеринге, и обе они родом из Китая – Mobike и Ofo. Появление первой в Петербурге называют более вероятным.
Однако генеральный менеджер Mobike в России и странах СНГ Станислав Иванов не подтвердил участие сервиса в петербургском проекте.
"Мы заинтересованы в запуске в России, о чем уже заявляли", – отметил Станислав Иванов, добавив, что пока рано говорить о каких-либо сроках запуска. Тем не менее Mobike находится в постоянном контакте с представителями администраций разных городов России.
Каршеринг вместо такси
В отличие от представителей велосообщества, руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПБ.АВТО" Святослав Данилов к идее создания велошеринга в Петербурге отнесся скептически. По его словам, пока сложно представить, насколько новый сервис будет востребован у велосипедистов и будет ли приносить доход.
"Велопрокат, существующий сейчас в Петербурге, убыточен", – отметил Святослав Данилов.
Но сам принцип работы, когда транспортное средство можно взять и оставить там, где удобно, он назвал правильным.
"Популярность каршеринга растет, сервисом пользуются люди, у которых нет своей машины, которые понимают, что автомобилю нужны ремонт, страховка, парковка, его нужно заправлять, а здесь ничего этого не нужно", – пояснил Святослав Данилов.
По его словам, люди уже используют эти машины как такси. С лета прошлого года они появились в приложении "Яндекс.Транспорт".
Официальные итоги сервиса каршеринга "Делимобиль" подтверждают его популярность. Он отработал в Петербурге всего год, но официальное количество зарегистрированных пользователей выросло почти в 7 раз, а число поездок превысило 200 тысяч. В 2018 году компания планирует расширить модельный ряд машин и увеличить зону обслуживания в городе и области.
Трудные велодорожки
В перспективе Петербург готов делать ставку на развитие велосипедного движения. Открытые в прошлом году пять веломаршрутов Сергей Харлашкин назвал "основой каркаса для последующего формирования связной сети велодорожек". Но работа идет непросто, и настолько, что город готов подключить к ней экспертов из стран Европы, где байки уже стали одним из основных видов транспорта.
"Массированная работа по созданию велодорожек для нас новая, как и для всех субъектов РФ. В результате этой работы возникают объективные и субъективные трудности, мы видим не всегда довольные лица автомобилистов: это два вида транспорта, которые у нас борются друг с другом. Автомобилисты не любят велосипедистов, а велосипедисты, соответственно, автомобилистов. С той конструкцией дорог, которая у нас сложилась, без помех друг другу проехать не удается", – отметил Сергей Харлашкин.