Яндекс.Метрика
  • Валерий Заслонов

В Петербурге врача-невролога будут судить за "чужие" таблетки

Через 2,5 года после гибели 10-летнего пациента от редчайшего заболевания следствие, допросив всех лечивших его врачей, определилось с обвиняемым – неврологом, наблюдавшим ребенка лишь 3 дня.

Через 2,5 года после гибели 10-летнего пациента от редчайшего заболевания следствие, допросив всех лечивших его врачей, определилось с обвиняемым – неврологом, наблюдавшим ребенка лишь 3 дня.

Дела о так называемых врачебных ошибках – в числе самых сложных. Порой расследование завершается, когда уже истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. В истории Натальи Ковалевой, врача-невролога детской городской больницы Святой Ольги, аналогичная ситуация. Вот только медик, настаивающая на своей невиновности в смерти пациента, отказалась ходатайствовать о прекращении дела и настояла на передаче его в суд.

РЕЗКОЕ УХУДШЕНИЕ

В больницу Святой Ольги 10-летний Володя К. поступил по направлению из районной поликлиники 10 февраля 2015 года. Согласно материалам уголовного дела, мальчику, страдавшему эпилепсией, требовалось подобрать более эффективное лекарство, поскольку ранее назначенное уже не помогало. На следующий день лечащий врач-невролог в дополнение к "неработающему" назначила пациенту другой препарат. Дабы никому не делать рекламу либо наоборот, назовем ранее назначенное лекарство препарат-1, а выписанное в больнице – препарат-2. Согласно записям в медкарте, с 14 февраля приступы эпилепсии прекратились. Препарат-2 работал. С 18-го числа лечащий врач-невролог увеличила дозу в 2 раза. Двадцать первого февраля на работу после отпуска вышла Наталья Ковалева, которой был передан Володя для дальнейшего наблюдения. Через 2 дня его состояние внезапно ухудшилось: резко скакнула температура, горло стало красным, пропал аппетит. Ребенка отправили в изолятор, а на следующий день у него появилась сыпь на щеках и груди.

Как следовало из данных анамнеза, мальчик часто болел простудой и ОРВИ. К тому же клиника в те дни находилась на карантине. Двадцать четвертого февраля консилиум из четырех врачей, включая заведующих двумя отделениями, пришел к выводу, что симптомы указывают на инфекцию. Ребенка в тот же день перевели в инфекционное отделение, где помимо препаратов 1 и 2 стали накачивать жаропонижающими и антибиотиками. С того же дня Наталья Ковалева перестала быть лечащим врачом Володи. Двадцать седьмого февраля в инфекционном отделении с мальчика начала сходить кожа. То, что врачи приняли за симптом инфекционного заболевания, оказалось редчайшей аллергической реакцией – синдромом Лайелла, при котором тело превращается в сплошную рану, схожую с ожогом 2-3-й степени.

ВЫВОДЫ ЭКСПЕРТОВ

Едва был поставлен правильный диагноз, Володю перевели в реанимацию, отменили препарат-2, который, как позже заключат эксперты, и вызвал аллергию. Фактически же последнюю дозу лекарства мальчик получил утром 26 февраля, поскольку в отделении оно закончилось.

Второго марта ребенка госпитализировали в отделение анестезиологии и реанимации Санкт-Петербургского педиатрического медуниверситета, где, несмотря на усилия врачей, утром 21 марта он скончался. Убитая горем мать запретила проводить вскрытие, сославшись на религиозные убеждения. А позже обратилась к уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

Дело возбудили в августе 2015 года после обращения омбудсмена в следственные органы. Несколько раз судмедэксперты изучали одни и те же медкарты, под конец придя к выводу, что дефектами оказанной медпомощи стали неправильно назначенная дозировка препарата-2 и его несвоевременная отмена. Лишь в феврале 2018 года, когда сроки давности вышли, в причинении смерти по неосторожности обвинили Наталью Ковалеву, в вину которой было поставлено то, что она не отменила сделанное коллегой назначение при первом же появлении на теле ребенка сыпи, которую консилиум счел симптомом инфекции. Таким образом невролог Наталья Ковалева стала фигуранткой уголовного дела. Но перед судом, как полагает защита медика, если и должен был кто-то предстать, то другой человек.