Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В музее Царского Села теперь есть письмо с автографом Александра II

Восемь предметов XVIII-XIX веков пополнили коллекцию Государственного музея-заповедника "Царское Село". Все они приобретены на торгах аукционного дома Hermitage Fine Art в Монако.

Восемь предметов XVIII-XIX веков пополнили коллекцию Государственного музея-заповедника "Царское Село". Все они приобретены на торгах аукционного дома Hermitage Fine Art в Монако.

В числе предметов, обогативших ГМЗ "Царское Село", – четыре гравюры и книги со штампом императорской царскосельской библиотеки. Главная ценность – письмо Александра II княжне Екатерине Долгоруковой, благодаря которому в музейной коллекции рукописных материалов теперь есть автограф императора. 

Интересно, что ровно 150 лет назад, 12 (24) марта 1868 года, 49-летний Александр II писал 21-летней Екатерине Долгоруковой: "Ах! Как меня тянуло к тебе, когда я тебя увидел на бульваре и потом еще из окна, уже когда ты повернула налево, вдоль Адмиралтейства именно мимо моих окон…" Завершает он послание на следующий день, 13 (25) марта, так: "…Однако я должен возвратиться к делам, а мысли мои все с тобою и в тебе, дуся моя Катя. Итак до свиданья. Обнимаю тебя крепко. Твой навсегда".

Письмо написано мелким почерком на французском и русском языках на сложенном вдвое листе с тисненой бесцветной монограммой Николая I.

Император впервые увидел 12-летнюю Катю Долгорукову в 1859 году в имении ее отца, капитана гвардии. Спустя 6 лет он узнал ее на встрече с воспитанницами Смольного института. В разгар романа они много писали друг другу, завершая каждое послание словами "Твоя навсегда" или "Твой навсегда".

Как рассказали в пресс-службе музея, с Екатериной Долгоруковой связана и купленная на аукционе фарфоровая тарелка из сервиза с гербом светлейшей княгини Юрьевской и князей Юрьевских.

Юрьевские – русский княжеский род, происходивший от внебрачного (позже узаконенного) потомства императора Александра II и Екатерины Долгоруковой, первой получившей титул светлейшей княгини Юрьевской именным Высочайшим указом от 5 декабря 1880 года. Герб светлейших князей Юрьевских был утвержден 18 января 1881 года. После гибели императора Александра II Екатерина Юрьевская покинула Россию и до конца своих дней проживала в Ницце. 

Фонд живописи пополнили три гравюры. На одной из них в расшитом камзоле, с орденами Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского и миниатюрным наградным портретом Екатерины II изображен светлейший князь Григорий Потемкин – фаворит Екатерины II. Гравюру выполнил в 1789 году Джеймс Уокер с картины Иоганна Лампи-старшего в технике меццо-тинто. 

Еще одна гравюра изображает императрицу Елизавету Алексеевну: в 1809 году с картины французского портретиста Жана Лорана Монье графическое изображение императрицы выполнил Чарльз Тернер. Гравюра происходит из коллекции Юрия Трубецкого – генерал-лейтенанта Свиты Его Императорского Величества, командира Его Императорского Величества Собственного Конвоя. 

К числу редких гравюр относится гравюра пунктиром по оригиналу Луи де Сент-Обена, исполненная в Милане после заключения Тильзитского мира в 1807 году. На ней император Александр I держит за руку императрицу Елизавету Алексеевну, они стоят на фоне постамента со статуей богини Флоры.

На торгах в Монако музей приобрел также миниатюру с изображением императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Это произведение создано неизвестным художником середины XIX века с оригинала Тимофея Неффа, находившегося в царскосельском Александровском дворце (в настоящее время – ГМЗ "Павловск").

Также среди приобретенных предметов – две книги. Издание "Государь Император Александр I на Валааме в августе 1819 года" тесно связано с тематикой книг мемориальной библиотеки Александра I, сохранившихся в коллекции музея. В подавляющем большинстве все они религиозного содержания. Кроме того, заслуживает внимания тот факт, что приобретенная книга издана в типографии Царского Села.

Еще один раритет – Victor Hugo. Hernani ou l'Honneur castillan: drame (Paris, 1830) – пополнил музейную мемориальную коллекцию. Это первое оригинальное издание драмы Гюго "Эрнани", вызвавшей литературные бури во Франции. Споры, разгоревшиеся вокруг этой пьесы, остались в истории литературы под названием "битва за "Эрнани". Книга происходит из императорской царскосельской библиотеки, о чем свидетельствует гербовый штамп Bibliothèque de Tsarskoe Selo. По мнению сотрудников музея, это издание из собрания Николая I.


Закрыть