Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Проверка на дорогах: как работает таможня в поезде "Аллегро"

Что представляет собой таможенный контроль в "Аллегро"? Как пассажирам пройти его без проблем и потерь для бюджета? Корреспондент "Петербургского дневника" отправился в путь с сотрудниками Выборгской таможни.
Дмитрий Фуфаев Фото: Петербургский дневник

Что представляет собой таможенный контроль в "Аллегро"? Как пассажирам пройти его без проблем и потерь для бюджета? Корреспондент "Петербургского дневника" отправился в путь с сотрудниками Выборгской таможни.

Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж… Неспешно заканчивается посадка в скоростной поезд "Аллегро", который стартует в направлении Хельсинки. Последние пассажиры занимают места в вагонах. Змеиное шипение блокируемых дверей и легкий толчок. Финляндский вокзал тает в дымке, удаляясь все быстрее и быстрее.

– Тут не как в аэропорту, удобнее, – с улыбкой замечает заместитель начальника Выборгского железнодорожного таможенного поста Сергей Червоткин. – Никакой толкучки, нет нужды приходить за 2 часа до отправления, таможенный и паспортный контроль пассажиры проходят прямо во время движения поезда.

– Всех успеваете проверить до границы?

– Такого, чтобы не успели, еще не было, но расслабляться нельзя. На все про все у нас около 50 минут, пока состав идет к Выборгу. Там останутся те, у кого возникнут серьезные проблемы с досмотром.

Упор на наблюдательность

Группа сотрудников таможни и пограничной службы степенно движется вдоль рядов кресел.

– Добрый день, какую сумму в валюте везете? Будете что‑нибудь декларировать? – выясняет Сергей Червоткин.

Немного смущенный мужчина в представительном костюме тянется за бумажником и предъявляет его содержимое.

– Так, больше 10 тысяч долларов надо декларировать, – констатирует таможенник.

В "Аллегро" оплатить пошлины можно через мобильный терминал прямо в пути следования. Если во время контроля пассажир подтвердил, что у него нечего декларировать, а позже выяснится обратное, его ждут штрафные санкции.

Спрашиваю у Сергея:

– Если вы не проводите доскональный досмотр, как можно определить, что пассажир везет что‑то запрещенное или подлежащее декларированию?

– Смотришь, как часто человек совершает поездки, сколько возит багажа. К тому же каждый наш сотрудник немного психолог. Обращаешь внимание на ответы, мимику, жесты. Нескольких вопросов бывает достаточно, чтобы решить, нужно ли проводить досмотр.

– Упор делается на интуицию сотрудника, его наблюдательность, – вступает в разговор Вадим Юрицын, начальник таможенного поста. – Это дает ощутимый результат, но мы стараемся совершенствовать и этот процесс. В частности, своими силами разработали автоматизированную систему контроля пассажиров, которая в режиме онлайн передает сотрудникам в поезде информацию о пассажирах. Поэтому, входя в состав, наши ребята уже знают, на кого обратить особое внимание, что позволяет минимизировать риски возможных нарушений и временные издержки для добропорядочных путешественников.

– А если пассажир отказывается предъявить свои вещи для досмотра?

– Тогда приходится снимать его с поезда и проводить таможенный досмотр на посту. Если обнаружатся запрещенные товары, составляется протокол, а предметы описываются и фотографируются. После соблюдения всех формальностей и уплаты таможенных пошлин пассажир может купить билет на другой поезд и продолжить путь, – поясняет Вадим Юрицын.

Четвероногий эксперт

Наш разговор на секунду прерывает группа ребятишек, которые пробегают по коридору, весело щебеча что‑то по‑фински, удается разобрать таинственное слово "китри". Причина возбуждения юной общественности становится понятна, когда в вагон, забавно помахивая висячими ушами, вбегает спаниелька. На ошейнике надпись "Таможня". Четвероногий сотрудник, оценивающе оглядев вагон, семенит от одного кресла к другому, принюхиваясь к багажу путешественников. Внимательно наблюдая за реакцией собаки, следом идет государственный таможенный инспектор кинологического отдела Выборгской таможни Надежда Ершова.

Интересуюсь у кинолога:

– Так это и есть Китри? Откуда такая кличка?

– По-грузински это означает "огурец". А вообще назвали ее так в честь финской собаки-чемпионки. У нашей Китри непрос­тая судьба. Ей было около года, когда мы забрали ее у плохих людей, которые издевались над животными. Прошлые хозяева пренебрежительно звали ее Кити-Кет, как кошачий корм, и били. У нас она вернулась к нормальной собачьей жизни, прошла специальный курс дрессировки и стала одним из лучших четвероногих экспертов. Китри безошибочно находит наркотики, прекурсоры, табак, деньги.

– Деньги? Но ведь наличные есть у каждого, пересекающего границу?

– Собака реагирует на определенное количество денег. Когда их действительно много, она делает стойку. Найти двойное дно в чемодане для нее тоже не проблема: собачий нос – уникальный инструмент в борьбе с контрабандистами. Был случай, когда задержали гражданку из Кот-д’Ивуара, которая везла запрещенные препараты. Собака сразу отреагировала на них.

Один из сотрудников таможни освещает фонариком разную машинерию в техническом отсеке поезда. Вадим Юрицын поясняет происходящее:

– Пытаясь провести незадекларированные товары или наркотики, некоторые делают закладки в самых неожиданных местах, например между связками кабелей. Большая часть технических отсеков опечатана, но все равно нужно следить, чтобы печати были на месте. Недавно в мусорном ведре в туалете нашли несколько айфонов последней модели, которые пытались провезти в обход таможни.

– Что пытаются провезти чаще всего?

– Самые разные вещи. Например, колечко стоимостью 2,5 тысячи евро нашли на дне чемодана. Таможенные пошлины составили бы почти половину стоимости этого украшения, что, согласитесь, чувствительно для бюджета, поэтому женщина попыталась его спрятать. Еще пример: американец вез дорогостоящую коллекцию монет, в которой насчитывалось около 1,5 тысячи штук. Каждую из них пришлось описывать и фотографировать. Представляете, какая это кропотливая работа?

Санкции и уловки

Как отметил Вадим Юрицын, зачастую нарушения возникают по незнанию. Скажем, разрешен беспошлинный ввоз товаров на сумму, эквивалентную 1,5 тысячи долларов, и до 10 тысяч – вывоз валюты. А люди везут с собой евро, запутались в курсе, получилось превышение. У человека есть возможность исправить оплошность, задекларировать валюту и товары, заплатить пошлину. Если нарушитель отказывается делать это, то ему грозит штраф, а деньги, превышающие допус­тимый порог, конфискуются.

– Бывали случаи крупных превышений?

– Один мужчина пытался провезти 46 тысяч долларов. Это уже контрабанда, за что Уголовным кодексом предусмотрено суровое наказание в виде конфискации данной суммы в пользу государства. Мало того что нарушитель потерял эти деньги, так на него еще может быть наложен штраф, в несколько раз превосходящий конфискованные средства.

Состав стремительно приближается к Выборгу. После пересечения границы на борт "Аллегро" поднимутся уже финские сотрудники таможни.